Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 марта 2003 г. N А26-4764/02-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Казанцевой Р.В., судей Грачевой И.Л., Матлиной Е.О.,
при участии: от Правительства Республики Карелия - Чеус С.В. (доверенность от 18.03.2003),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Карелия на постановление апелляционной инстанции от 25.12.2002 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4764/02-15 (судьи Тойвонен И.Ю., Кудрявцева Н.И., Тимошенко А.С.),
установил:
Местная общественная организация "Кондопожское районное общество охотников и рыболовов" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении Правительства Республики Карелия (далее - Правительство РК) к заключению договора о предоставлении в пользование территорий (охотничьих угодий), необходимых для осуществления пользования животным миром (объектами охоты) и ведения охотничьего хозяйства.
Решением от 25.10.2002 (судья Панова Т.Е.) в иске отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 25.12.2002 решение отменено, исковые требования удовлетворены. Правительство РК обязано заключить договор о предоставлении в пользование территории (охотничьих угодий), необходимых для осуществления пользования животным миром (объектами охоты) и ведения охотничьего хозяйства с обществом, на условиях предложенного истцом проекта договора со сроком его действия до 08.04.2012 года, согласно сроку действия долгосрочной лицензии.
В кассационной жалобе ее податель просить отменить судебный акт, принятый апелляционной инстанцией, которая неправильно применила нормы материального и процессуального права, и принять решение об отказе в иске или направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель Правительства РК поддержал доводы жалобы.
Общество надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения жалобы, однако для участия в судебном заседании представителя не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кассационная инстанция проверила законность обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, исковые требования обоснованы положениями статей 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статьей 37 Федерального Закона "О животном мире".
Судом установлено, и эти обстоятельства не оспариваются, что подготовленный обществом проект договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, был направлен Правительству РК.
Получив фактически отказ заключить договор, считая обязательным заключение договора с органом исполнительной власти, общество обратилось в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением от 08.04.2002 N 80р-П, изданным Правительством РК, обществу предоставлено право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты сроком на 10 лет, в границах территории (акваторий) согласно приложению. Карелохотуправлением выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира, в которой отражены результаты согласования предоставления территории с Кондопожским и Спасогубским лесхозами Комитета природных ресурсов по РК, Южным комземом Комзема по Республике Карелия (л.д.14 - 19, 20).
Как указано в статье 6 вышеупомянутого закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, относятся в частности, предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности субъектов Российской Федерации; согласование интересов пользователей животным миром с интересами пользователей другими природными ресурсами.
Предоставление животного мира в пользование и порядок выдачи лицензий регулируется статьями 36 и 37 того же Закона. Так, животный мир предоставляется в пользование соответствующими специальными уполномоченными государственными органами на основании: решения Правительства Российской Федерации - в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, а в отношении объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности - на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа, принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Согласно положениям статьи 33 вышеназванного закона, пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
При таких обстоятельствах, вывод суда, содержащийся в обжалуемом постановлении о том, что Федеральным Законом "О животном мире" не только прямо предусмотрено заключение договора, но и определен субъектный состав договора, сторонами в котором должны выступать орган исполнительной власти субъекта РФ, которым является Правительство РК, и пользователь животным миром, является правильным.
Приведенные в жалобе доводы о том, что положения вышеупомянутого закона, принятого в 1995 году, не подлежат применению, и суду надлежало руководствоваться нормами Лесного кодекса РФ, неубедительны, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Вместе с тем, обязывая Правительство Республики Карелия заключить договор на условиях предложенного истцом проекта договора, суд не проверил, соответствуют ли условия договора закону.
Отсутствие такого вывода в обжалуемом судебном акте не позволяет кассационной инстанции признать его законным, в связи с чем постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию, при котором суду надлежит учесть изложенное и в зависимости от установленных обстоятельств принять решение.
Руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2002 по делу N А26-4764/02-15 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию арбитражного суда.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Е.О. Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2003 г. N А26-4764/02-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника