Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 октября 2003 г. N А26-6165/02-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Изотовой С.В., Чертилиной З.А.,
при участии в судебном заседании:
- от ОАО "Карельский окатыш" - Петровской С.В. (доверенность от 02.10.2002 N 7377);
- от ОАО "Карелэнерго" - Марченко А.Л. (доверенность от 06.10.2003 N 001-170);
- от РЭК Республики Карелия - Атарщиковой Т.М. (доверенность от 10.10.2003),
рассмотрев 15.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Карелэнерго" на решение от 21.05.2003 (судья Кохвакко В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 17.07.2003 (судьи Переплеснин О.Б., Романова О.Я., Тойвонен И.Ю.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-6165/02-28,
установил:
Открытое акционерное общество "Карелэнерго" (далее - ОАО "Карелэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и не действующим с момента принятия решения Региональной энергетической комиссии Республики Карелия (далее - РЭК), оформленного протоколом от 06.09.2002 N 50 и устанавливающего с 01.08.2002 для открытого акционерного общества "Карельский окатыш" (далее - ОАО "Карельский окатыш") тарифов на электрическую энергию.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО "Карельский окатыш".
До принятия судом решения по делу заявитель уточнил свои требования и просил признать незаконными и не действующими с момента принятия названное решение РЭК в части установления с 01.08.2002 для ОАО "Карельский окатыш" тарифов на электрическую энергию в размерах, указанных в приложении N 1 к протоколу от 06.09.2002 N 50, и приложение N 1 к данному протоколу.
Решением от 21.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.07.2003, ОАО "Карелэнерго" отказано в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе ОАО "Карелэнерго" просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на нарушение норм процессуального права.
В отзывах на кассационную жалобу РЭК и ОАО "Карельский окатыш" просят оставить решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель ОАО "Карелэнерго" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. На вопрос суда вышеупомянутый представитель, представив копии протоколов заседания правления РЭК от 20.11.2002 NN 77, 78 и заявления ОАО "Карелэнерго" от 24.09.2002 N 101-5081, ответил, что разногласия, имеющиеся между заявителем и РЭК, по тарифам на электроэнергию, установленным протоколом от 06.09.2002 N 50, остались неурегулированными. Представители РЭК и ОАО "Карельский окатыш" поддержали доводы, изложенные в отзывах на кассационную жалобу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция находит, что они подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, решением РЭК, оформленным протоколом заседания правления РЭК от 06.09.2002 N 50, установлены, в частности, для ОАО "Карельский окатыш" с 01.08.2002 тарифы на электрическую энергию.
Считая, что решение РЭК в указанной части не соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон), постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 и утвержденных данным постановлением Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования) и Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), ОАО "Карелэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд обеих инстанций не согласился с доводами заявителя и посчитал решение РЭК от 06.09.2002 N 50 в оспариваемой части полностью соответствующим действующему законодательству.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не может согласиться с принятыми по делу судебными актами и считает их не соответствующими материалам дела и требованиям закона, а также недостаточно обоснованными и вынесенными по неполно исследованным материалам.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 2 статьи 544 названного кодекса порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является в силу статьи 4 данного закона осуществление поставок электроэнергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
Согласно статье 12 Закона РЭК наделена полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую электроснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электроэнергии (мощности).
Согласно статье 3 Закона государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется, помимо прочего, в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии. Среди принципов государственного регулирования, названных в статье 4 Закона, указаны и такие принципы, как осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке, а также определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов.
Таким образом, из смысла Закона вытекает, что в данном случае деятельность РЭК при установлении тарифов на электрическую энергию направлена на достижение баланса экономических интересов потребителей и производителей энергии в регионе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" утверждены новые Правила регулирования и Основы ценообразования.
Из материалов дела видно, что решением РЭК, оформленным протоколом от 24.06.2002 N 35, установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей с присоединенной мощностью 750 кВА и выше.
Решением РЭК, оформленным протоколом от 15.07.2002 N 42, для ОАО "Карельский окатыш" с 01.08.2002, установлены временные тарифы.
Решением РЭК от 06.09.2002 N 50 протокол от 15.07.2002 N 42 признан недействительным. С 01.08.2002 для ОАО "Карельский окатыш" установлены новые тарифы в размерах, указанных в приложении N 1 к протоколу.
По мнению заявителя, решение РЭК от 06.09.2002 N 50 затрагивает его права и интересы. В обоснование своего заявления ОАО "Карелэнерго" указывает на нарушение РЭК при принятии названного решения в оспариваемой части требований, установленных пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона, пунктами 10, 11, 25, 27 Основ ценообразования, пунктами 3, 4, 5, 21, 24 Правил регулирования, пунктами 8, 34 Положения о РЭК, утвержденного Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 24.01.2000 N 26.
Между тем при принятии обжалуемых судебных актов суд дал оценку не всем доводам заявителя. Кассационная инстанция лишена права давать оценку тем обстоятельствам и доказательствам, которые не были предметом рассмотрения суда первой либо апелляционной инстанции.
Вывод суда о правомерности в данном случае введения РЭК тарифов в действие с даты, предшествующей дате принятия решения об их установлении, а также ссылка на сложившуюся в регионе систему утверждения льготных тарифов для отдельных потребителей не соответствуют положениям, предусмотренным пунктами 24, 26 Правил регулирования и пунктами 25, 27 Основ ценообразования.
Выводы суда об установлении РЭК в данном случае экономически обоснованных тарифов и об урегулировании заявителем с РЭК разногласий по протоколу от 06.09.2002 N 50 являются недостаточно обоснованными и сделанными по неполно выясненным обстоятельствам дела.
С учетом изложенного кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела суду надлежит дать оценку всем доводам ОАО "Карелэнерго" с точки зрения требований, установленных пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона, пунктами 3, 4, 5, 21, 24 Правил регулирования, пунктами 10, 11, 25, 27 Основ ценообразования и пунктами 8, 34 Положения о РЭК, утвержденного постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 24.01.2000 N 26.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.07.2003 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-6165/02-28 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2003 г. N А26-6165/02-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника