Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 октября 2004 г. N А05-2512/04-17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Самодурова С.В. (доверенность от 15.01.2004),
рассмотрев 19.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 04.06.2004 (судья Трубина Н.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2004 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2512/04-17,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Архэнерго" (далее - ОАО "Архэнерго") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Шенкурский район" (далее - МО "Шенкурский район"), Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 87 525 руб. 30 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления с 1 января 2001 по 31 июля 2002 года льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента РФ).
Решением от 04.06.2004 исковые требования ОАО "Архэнерго" удовлетворены частично путем взыскания с Минфина за счет казны Российской Федерации 64 066 руб. 81 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить обжалуемые судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, оснований для взыскания убытков за счет казны Российской Федерации нет, так как в действиях Минфина отсутствует состав правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с 1 января 2001 по 31 июля 2002 года ОАО "Архэнерго" в соответствии с Указом Президента РФ при взимании платы за электроэнергию учитывало льготу в размере 30%, предусмотренную для отдельных категорий граждан, проживающих на территории МО "Шенкурский район". С учетом названных обстоятельств у истца возникли расходы в размере 87 525 руб. 30 коп., о возмещении которых он и обратился в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим убытков подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Согласно пункту 3 названного Указа Минфину совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма от 29.06.1992 Минфина и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет средств местных бюджетов.
Пункт 2 названного письма решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 признан недействующим.
Кассационная инстанция согласна с выводом суда о необходимости взыскания расходов истца, связанных с предоставлением льгот, многодетным семьям, за счет казны Российской Федерации.
При этом довод подателя жалобы о том, что оснований для взыскания убытков за счет казны Российской Федерации нет, так как в действиях Минфина отсутствует состав правонарушения, не принимается.
Правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным, поэтому компенсация льгот, установленных федеральным законодателем, не может быть поставлена в зависимость лишь от вины государственного органа. Доказательств же выделения Архангельской области средств, достаточных для компенсации расходов предприятий и организаций, предоставляющих спорные льготы, Минфином не представлено.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 04.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.07.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2512/04-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А.Кустов |
И.М.Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2004 г. N А05-2512/04-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника