Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 октября 2004 г. N А26-2882/04-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М.,
при участии от Министерства финансов Российской Федерации и Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия Рагонен М.А. (доверенности от 14.01.2004 и 09.01.2004),
рассмотрев 19.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.06.2004 по делу N А26-2882/04-12 (судья Шалапаева И.В.),
установил:
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК), администрации города Петрозаводска, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия о взыскании 1 776 149 руб. 36 коп. убытков, возникших у истца в результате предоставления малоимущим гражданам субсидий на оплату стоимости отпускаемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод в 2003 году в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
Решением от 24.06.2004 иск полностью удовлетворен путем взыскания 1 776 149 руб. 36 коп. за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить обжалуемый судебный акт. По мнению подателя жалобы, возмещение расходов, связанных с предоставлением субсидий, должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 12.01.1996 N 9-ФЗ) органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом Законом предусмотрено, что источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, действовавшим в спорный период, утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 7 этого Положения порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 05.11.1998 N 752 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Карелия. Этим же постановлением Министерству финансов Республики Карелия было поручено разработать порядок формирования фондов на выплату компенсаций, что не было исполнено.
Суд первой инстанции сделал вывод, что источник финансирования расходов на предоставление субсидий Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и вышеуказанным Положением не определен.
Учитывая определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, суд пришел к выводу, что до надлежащего урегулирования правоотношений, возникающих при распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, компенсация федеральных льгот должна производиться за счет средств федерального бюджета.
При этом суд первой инстанции не учел, что Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ, вступившим в силу с 08.05.2003, в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" были внесены изменения.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "статье 15 Закона от 06.05.2003" следует читать "статье 15 Закона от 24.12.1992 в редакции Закона от 06.05.2003"
Согласно статье 15 Закона от 06.05.2003 Правительством Российской Федерации устанавливаются ежегодно федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг вправе устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг.
Федеральные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях; региональные стандарты применяются, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях.
Статьей 15.3 указанного Закона предусмотрено предоставление финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в форме дотаций на частичное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 15.4 установлено, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15.4 предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на территории субъекта Российской Федерации. Указанные порядок и условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, указанным в части первой настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 15.4 возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статьей 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в составе расходов федерального бюджета на 2003 год утвержден Фонд софинансирования социальных расходов в сумме - 5 000 000,0 тыс. руб.
В соответствии со статьей 56 названного Закона установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5 000 млн. руб. Предоставление из федерального бюджета на 2003 год дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 179, действовавшим в спорный период, утверждены Правила предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - Правила).
В соответствии с этими Правилами размер дотаций, предоставляемых конкретному субъекту Российской Федерации, определяется по математической формуле с учетом уровня дотаций и коэффициентов соответствия федеральным стандартам стандартов оплаты коммунальных услуг, установленных субъектом Российской Федерации, бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, а также соблюдения субъектом Российской Федерации федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил дотации на выплату субсидий предоставляются ежеквартально.
В соответствии с письмом Управления федерального казначейства по Республике Карелия от 02.06.2004 N 2.1-11/1145 (л.д. 53) в 2003 году из федерального бюджета в бюджет Республики Карелия в порядке межбюджетных отношений передана дотация на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 21 356 тыс. руб.
По информации отдела ЖКХ и С Минфина РК (л.д. 65) 2771 тыс. руб. из этой суммы поступило для расчета за 2002 год.
В порядке статьи 15 Закона Республики Карелия от 25.12.2002 N 639-ЗРК "О республиканском бюджете на 2003 год" утверждено распределение расходов республиканского бюджета на 2003 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации согласно приложению N 2 к настоящему Закону. В соответствии с этим приложением утверждены расходы республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований на 2003 год на предоставление населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из Фонда софинансирования социальных расходов в размере 1260 тыс. руб.
Статьей 25 указанного Закона утвержден общий объем финансовой помощи, передаваемой из республиканского бюджета в 2003 году бюджетам муниципальных образований Республики Карелия в порядке, определяемом Правительством Республики Карелия, в сумме 1 682 631 тыс. руб., в том числе: дотации за счет средств федерального Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, в размере 34 793 тыс. руб. Утверждена сумма финансовой помощи бюджету муниципального образования "Город Петрозаводск" из республиканского бюджета на 2003 год в размере 8 909 тыс. руб.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Карелия от 21.07.2001 N 527-ЗРК "О бюджетном процессе в Республике Карелия" из бюджета Республики Карелия финансируются следующие функциональные виды расходов: компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Карелия, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; обеспечение деятельности органов социальной защиты населения и других, услуги которых предоставляются в интересах населения, проживающего на территории всех или нескольких муниципальных образований Республики Карелия; финансовая помощь местным бюджетам; прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий органов государственной власти Республики Карелия.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что денежные средства, предназначенные для реализации Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", в 2003 году администрации города Петрозаводска передавались в недостаточном размере. Однако вывод о том, что уполномоченные государственные органы не исполнили обязанность по финансированию указанных льгот, в связи с чем они подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации, является недостаточно обоснованным.
Для определения ответчика, за счет которого должны быть компенсированы расходы истца по предоставлению спорных льгот, суду необходимо установить, применялся ли порядок предоставления дотаций из федерального Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг с начала 2003 года; выполнил ли федеральный бюджет обязательства по предоставлению дотаций Республике Карелия, соответствует ли размер дотаций указанному в сведениях предоставляемых субъектом Российской Федерации о размере компенсированных субсидий. Дать оценку доводам подателя жалобы о том, что обязательства федерального бюджета по передаче финансовой, помощи были исполнены полностью, с учетом размера дотации, предусмотренной статьей 25 Закона Республики Карелия от 25.12.2002 N 639-ЗРК "О республиканском бюджете на 2003 год" и информации Минфина РК о поступлении денежных средств, изложенной на листе дела 65; установить, исполнил ли бюджет Республики Карелия обязательства по предоставлению дотации муниципальному образованию "Город Петрозаводск" и в полной ли мере.
Принимая во внимание, что решение принято по неполно исследованным обстоятельствам, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.06.2004 по делу N А26-2882/04-12 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2004 г. N А26-2882/04-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника