Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 октября 2001 г. N А26-2882/01-02-02/135
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Абакумовой И.Д., Ломакина С.А., при участии от ООО "Виктор и Я" - директора Артамонова В.М. (паспорт N 8698) и Пака О.Э. (доверенность от 30.10.2001),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сортавале на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2001 по делу N А26-2882/01-02-02/135 (судьи Булдаков В.С., Морозова Н.А., Подкопаев А.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Виктор и Я" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сортавале (далее - Инспекция МНС) от 02.04.2001 в части взыскания 3 491 руб. штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), 17 453 руб. единого налога на вмененный доход и 1 699 руб. пеней.
Инспекция МНС заявила встречный иск о взыскании с общества 3 491 руб. штрафных санкций на основании оспариваемого ненормативного акта.
Решением суда от 01.08.2001 иск общества удовлетворен. Инспекции МНС в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение суда и, удовлетворив встречный иск, отказать обществу в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению налогового органа, общество необоснованно исчислило единый налог с вмененного дохода с учетом физического показателя "торговая площадь" и базовой доходности на 1 кв.м в сумме 10000 руб., так как у организации отсутствуют данные о размере торговой площади, подтвержденные техническим паспортом на здание.
Представители общества в судебном заседании указали на необоснованность жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей Инспекции МНС, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела.
Законность решения проверена в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция МНС провела документальную проверку правильности исчисления и уплаты обществом единого налога на вмененный доход в период с 01.04.99 по 31.12.2000. По результатам проверки составлен акт от 06.03.2001 N 25, в котором отражено, что ответчиком при исчислении сумм единого налога по торговой точке, расположенной в здании по адресу: ул. Комсомольская, д. 6 на 17 453 руб. занижена сумма единого налога на вмененный доход от осуществления розничной торговли за 4-й квартал 2000 года. Решением от 02.04.2001 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 3 491 руб. штрафа. Истцу также предложено уплатить сумму доначисленного налога и 1 699 руб. пеней. Основанием для доначисления налога и пеней послужило то, что, по мнению налогового органа, обществом неверно исчислена сумма единого налога: налог рассчитан исходя из физического показателя "торговая площадь" и базовой доходности на единицу физического показателя - кв.м в сумме 13 000 руб., а также неверно применен корректирующий коэффициент, учитывающий особенности использования торговой площади.
Удовлетворяя иск, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
В статье 4 Федерального закона N 148-ФЗ указано, что объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Ставка налога установлена в размере 20 процентов вмененного дохода (статья 5 Закона).
Федеральным законом N 148-ФЗ предусмотрено, что суммы единого налога рассчитываются с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также с учетом приведенного в пункте 2 статьи 5 Закона перечня 15 повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.
Согласно статье 6 Федерального закона N 148-ФЗ порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом и на основе формул расчета сумм единого налога для всех категорий налогоплательщиков, установленных статьей 5 этого Закона.
Как следует из статьи 18 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов и сборов) на территории Республики Карелия", документами, подтверждающими размер общей или торговой площади, являются технический паспорт или договор аренды, другие правоустанавливающие документы. Фактически используемые в формуле расчета суммы вмененного дохода общая и торговая площадь не должны быть менее указанных в перечисленных документах.
Судом установлено и из материалов дела следует, что спорное помещение общей площадью 88 кв.м находится в пользовании общества на основании договора субаренды (договор аренды с гражданином Гоголевым К.А. от 19.05.98). У арендодателя Гоголева К.А. данное помещение находится в пожизненной аренде с правом наследования. Само же здание является муниципальной собственностью. Инспекцией МНС в протоколе осмотра помещения магазина от 20.01.2001 подтверждено, что размер площади, сданной Гоголевым К.А. обществу, составляет 88 кв.м. Согласно справке РГЦ "Недвижимость" от 14.02.2001 площадь торговых залов - 83,2 кв.м. Кроме того, РГЦ "Недвижимость" на запрос Инспекции МНС подтвердило отсутствие на момент проверки общества технического паспорта на здание (справка от 15.02.2001).
При таких обстоятельствах суд, оценив представленные документы, пришел к правильному выводу о необоснованном доначислении Инспекцией МНС обществу единого налога. Поэтому основания для переоценки вывода суда и удовлетворения жалобы Инспекции МНС и отмены решения суда у кассационной инстанции отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2001 по делу N А26-2882/01-02-02/135 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сортавале - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А.Зубарева |
И.Д.Абакумова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2001 г. N А26-2882/01-02-02/135
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника