Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 сентября 2002 г. N А26-2875/01-01-06/104д
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Коробова К.Ю., Лавриненко Н.В.,
рассмотрев 17.09.2002 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 21.09.2001 (судья Панова Т.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2002 (судьи Тойвонен И.Ю., Кудрявцева Н.И., Переплеснин О.Б.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2875/01-01-06/104д,
установил:
Жилищно-эксплуатационный кооператив "Дружба-3" (далее - ЖЭК "Дружба-3") обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Управление), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 18 983 руб. 59 коп. убытков, возникших у истца в результате предоставления гражданам, имеющим звание "Почетный донор России", льгот по оплате коммунальных услуг за период с 01.04.98 по 01.04.2001 в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон "О донорстве..."). В качестве третьего лица к участию в деле привлечена администрация города Петрозаводска (далее - Администрация).
Решением от 21.09.2001 иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Определением апелляционной инстанции от 21.11.2001 производство по делу было приостановлено в связи с направлением в Конституционный Суд Российской Федерации запроса на предмет соответствия бюджетного законодательства и Закона "О донорстве..." Конституции Российской Федерации. Суд определением от 13.06.2002 возобновил производство по делу по причине устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить обжалуемые судебные акты как вынесенные незаконно и необоснованно. Податель жалобы ссылается на то, что оспариваемые расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющих льготы по оплате услуг, должны возмещаться органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления. Кроме того, ответчик указал на то, что суд не установил противоправность в действиях Минфина РФ.
Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в период с 01.04.98 по 01.04.2001 ЖЭК "Дружба-3" в соответствии с Законом "О донорстве..." учитывал льготу, предусмотренную для граждан, имеющих звание "Почетный донор России", при взимании с них платы за коммунальные услуги. С учетом названных обстоятельств у истца возникли убытки в размере 18 983 руб. 59 коп.
В соответствии со статьей 4 Закона "О донорстве..." финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
Согласно статье 5 Закона "О донорстве..." органы государственного управления и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают на соответствующих территориях выполнение государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финансирование и материально-техническое обеспечение организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, предоставление донору льгот, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 того же Закона граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. Однако ни сама статья 11, ни другие положения данного Закона не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот. Анализ вышеуказанных статей позволяет сделать вывод о том, что финансирование соответствующих льгот за счет средств бюджетов могло быть осуществлено только после принятия федеральной, республиканских, территориальных и местных программ. Целевые расходы на такое финансирование должны быть включены в состав соответствующих бюджетов.
Таким образом, содержащимися в Законе "О донорстве..." нормами не установлены ни конкретный размер льгот, ни порядок распределения бремени между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с их предоставлением.
Следовательно, Закон "О донорстве..." не позволяет сделать вывод о принятии публичным субъектом обязательств по финансированию мероприятий, связанных с предоставлением льгот. Данный нормативный акт указывает лишь на возможность возложения на публичный субъект таких обязательств в будущем на основе принятия федеральной, республиканских, территориальных и местных программ.
Следует отметить, что в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О указано на то обстоятельство, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса. Награждение нагрудным знаком "Почетный донор России" производится Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, указанными в Положении о нагрудном знаке "Почетный донор России" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года N 842). Предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона "О донорстве...", впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований путем взыскания суммы убытков с Минфина РФ.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, повлекших за собой принятие неправильного решения и постановления, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.09.2001 и постановление апелляционной инстанции от 11.07.2002 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2875/01-01-06/104д оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Н.В. Лавриненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2002 г. N А26-2875/01-01-06/104д
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника