Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 октября 2001 г. N А26-1967/01-02-08/127
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Клириковой Т.В., при участии от открытого акционерного общества "Электросвязь" Чистякова С.А. (доверенность от 17.07.01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Электросвязь" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 18.07.01 по делу N А26-1967/01-02-08/127 (судьи Романова О.Я., Кудрявцева Н.И., Переплеснин О.Б.),
установил:
Открытое акционерное общество "Электросвязь" (далее - ОАО "Электросвязь") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району (далее - ИМНС) от 27.03.01 N 260 в части уплаты 11 144 руб. 59 коп. пеней, начисленных за несвоевременное перечисление в 2000 году налога на пользователей автодорог в федеральный и территориальный дорожные фонды.
Решением суда от 25.05.01 исковые требования ОАО "Электросвязь" удовлетворены со ссылкой на статью 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Постановлением апелляционной инстанции от 18.07.01 решение суда первой инстанции изменено. Исковые требования ОАО "Электросвязь" удовлетворены частично, требование ИМНС от 27.03.01 N 260 признано недействительным в части уплаты 10 744 руб. 51 коп. пеней по налогу на пользователей автодорог, зачисляемому в территориальный дорожный фонд.
В кассационной жалобе истец просит отменить постановление апелляционной инстанции в части отклоненных исковых требований и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению истца, ежемесячные платежи по налогу на пользователей автодорог, предусмотренные пунктом 37 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59, не подпадают под понятие налога, содержащееся в статьях 8 и 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а пени являются способом обеспечения исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате только налогов и сборов, следовательно, начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог, перечисляемых по истечении каждого месяца, неправомерно.
Представитель налогового органа, извещенного в установленном порядке о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ОАО "Электросвязь", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 22.02.01 N 39 ИМНС проведена выездная налоговая проверка соблюдения истцом налогового законодательства за период с 01.01.98 по 30.09.2000. В ходе проверки установлено, что в нарушение положений пункта 24.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 и пункта 38 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 уплата налога на пользователей автодорог производилась истцом ежеквартально, тогда как указанный налог необходимо перечислять ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. За нарушение сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный и территориальный дорожные фонды налоговым органом ОАО "Электросвязь" начислены пени в общей сумме 11 144 руб. 59 коп., в том числе за несвоевременную уплату налога в федеральный дорожный фонд - 400 руб. 08 коп., и в территориальный дорожный фонд - 10 744 руб. 51 коп., о чем указано в решении от 26.03.01 N 65 и требовании от 27.03.01 N 260.
Суд апелляционной инстанции, признавая недействительным решение и требование налогового органа в части начисления пеней за несвоевременную уплату налога в территориальный дорожный фонд, указал, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд законодательством Республики Карелия не установлен, поэтому пени налоговым органом начислены неправомерно. Что же касается срока уплаты названного налога в федеральный дорожный фонд, то апелляционная инстанция признала начисление пеней правомерным, поскольку срок уплаты налога в федеральный дорожный фонд установлен пунктом 10 Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 (далее - Порядок), согласно которому в федеральный дорожный фонд налог на пользователей автомобильных дорог должен перечисляться налогоплательщиками ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции относительно срока перечисления названного налога в федеральный дорожный фонд, но не согласна с позицией суда, согласно которой законодательством о налогах и сборах не установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.
В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога и бюджетов, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим Законом.
Подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 названного Закона налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации, в том числе и налог на пользователей автомобильных дорог, отнесены к федеральным налогам. Следовательно, все элементы налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог должны устанавливаться федеральными законодательными актами. Такой вывод следует и из положений пункта 5 статьи 19 упомянутого Закона, согласно которым порядок зачисления федеральных налогов устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 утвержден Порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации. Пунктом 10 Порядка установлен срок уплаты налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог. Предприятия, объединения, организации, предприниматели и граждане в соответствии с названным пунктом Порядка перечисляют установленный Законом РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. При этом не указано, что в установленный в пункте 10 срок налог на пользователей автомобильных дорог перечисляется только в федеральный дорожный фонд.
Налог на пользователей автодорог, несмотря на то, что он зачисляется в федеральный и территориальный дорожные фонды, является единым, так как в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" сумма налога, направляемая в федеральный дорожный фонд и территориальный дорожный фонд, исчисляется от единой налоговой базы и на основании единых деклараций.
Как указано выше, налог на пользователей автомобильных дорог относится к числу федеральных налогов, в связи с чем полномочиями по установлению срока уплаты этого налога обладают органы законодательной власти Российской Федерации. Установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому, по мнению кассационной инстанции, указанные отчисления в территориальный дорожный фонд должны производиться в те же сроки, в которые производится уплата налога и в федеральный дорожный фонд, - в соответствии с пунктом 10 Порядка.
Учитывая, что налог на пользователей автомобильных дорог истец перечислял как в федеральный, так и в территориальный дорожный фонд ежеквартально, нарушая сроки уплаты, установленные пунктом 10 Порядка, следует признать, что налоговая инспекция правомерно начислила ему пени за несвоевременную уплату налога в названные дорожные фонды. Поэтому у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для признания недействительным требования ответчика от 27.03.01 N 260 в части начисления пеней.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции в части удовлетворенных требований ОАО "Электросвязь" следует изменить и в иске налогоплательщику отказать полностью.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 4 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 18.07.01 по делу N А26-1967/01-02-08/127 изменить.
В иске открытому акционерному обществу "Электросвязь" отказать.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 октября 2001 г. N А26-1967/01-02-08/127
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника