Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 декабря 2001 г. N А26-1897/01-02-12/30
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Почечуева И.П., Хохлова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.09.2001 по делу N А26-1897/01-02-12/30 (судья Яковлев В.В.),
установил:
Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия (далее - казначейство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу закрытого типа "Конэ" (далее - АОЗТ "Конэ") о взыскании 61 372,50 рубля штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета.
Решением суда от 14.09.2001 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе казначейство просит отменить обжалуемый судебный акт в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, неправомерно сделал вывод о возможности применения сроков наложения взыскания и давности исполнения постановления, предусмотренных статьями 38 и 282 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (далее - КоАП). Кроме того, казначейство считает, что, направляя в налоговый орган представление о списании штрафа в бесспорном порядке, действовало в рамках своих полномочий.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела видно, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.95 N 240 и постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 04.02.97 N 61 АОЗТ "Конэ" по кредитному договору от 11.02.97 N 30 с администрацией Олонецкого района Республики Карелия за счет средств федерального бюджета выделены денежные средства для оплаты топлива в сумме 135 000 рублей.
Из материалов дела следует, что казначейством проведена проверка целевого использования ответчиком указанных денежных средств. В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств в сумме 135 000 рублей, о чем составлен акт от 18.11.97. Из акта проверки следует, что значительная часть кредитных средств списана со счета ответчика 20.02.97 на основании решения Олонецкого райнарсуда, а оставшаяся часть денежных средств уплачена по исполнительным листам.
За нецелевое использование денежных средств казначейством начислены штрафные санкции в размере 61 372,50 рубля, предусмотренные статьей 38 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" от 26.02.97 N 29-ФЗ.
В связи с тем, что в добровольном порядке штрафные санкции не уплачены, казначейство направило в Государственную налоговую инспекцию по Олонецкому району представление от 27.01.98 N 92. Инкассовое распоряжение налоговой инспекции не исполнено в связи с отсутствием денежных средств на счете ответчика.
Поскольку штрафные санкции в доход федерального бюджета не поступили, казначейство 30.03.2001 обратилось в арбитражный суд с иском об их взыскании.
По мнению суда кассационной инстанции, отказывая казначейству в удовлетворении иска о взыскании штрафа, суд правомерно принял во внимание положения, содержащиеся в актах Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, согласно статье 118 (часть 2) Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, то есть судопроизводство по делам, связанным с рассмотрением деяний, предусмотренных оспариваемыми положениями, должно быть административным судопроизводством независимо от того, осуществляется оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Следовательно, таковым же, то есть административным, будет при этом и предварительное производство, равно как и производство в случаях, когда принятие решения по существу принадлежит органам исполнительной власти, наделенным соответствующими полномочиями.
В соответствии со статьей 38 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
Согласно статье 282 КоАП не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
Суд правомерно указал на пропуск казначейством установленных законодательством сроков наложения взыскания и обращения в суд с иском о взыскании штрафных санкций, а также на то, что при принятии решения о взыскании штрафа казначейством не учтена степень вины АОЗТ "Конэ".
Таким образом, с учетом пропуска казначейством сроков наложения взыскания и обращения в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит, а решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.09.2001 по делу N А26-1897/01-02-12/30 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 г. N А26-1897/01-02-12/30
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника