Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 мая 2002 г. N А26-3634/01-02-03/266
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Асмыковича А.В. и Пастуховой М.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Ухтуа" - Виноградовой Г.Д. (доверенность от 01.01.02),
Межрайонной инспекции N 3 по Республике Карелия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Ростова А.В. (доверенность от 14.01.02 N 122) и Халтурина В.В. (доверенность от 20.05.02 N 3123),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 3 по Республике Карелия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 09.01.02 (судьи Одинцова М.А., Гарист С.Н., Зинькуева И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 11.03.02 (судьи Переплеснин О.Б., Романова О.Я., Кудрявцева Н.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3634/01-02-03/266,
установил:
Открытое акционерное общество "Ухтуа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калевальскому району Республики Карелия, в настоящее время - Межрайонная инспекция N 3 по Республике Карелия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 31.05.01 N 1478.
Решением от 09.01.02 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.03.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на то, что суд не принял во внимание доводы налогового органа, изложенные в отзыве на иск, в частности неподтверждение истцом направления 70 % пиловочника на лесоперерабатывающие предприятия Республики Карелия.
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы жалобы, считая решение и постановление, принятые по данному делу, законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество 29.03.01 представило в налоговую инспекцию расчет по налогу на прибыль за 1999 год, измененный с учетом льготы, предусмотренной подпунктом "б" статьи 1 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия". По результатам камеральной проверки данного расчета налоговый орган составил акт от 19.04.01 и вынес решение от 31.05.01 N 1478 (лист дела 11). В акте и решении налоговая инспекция указала, что использование Обществом двух льгот по налогу на прибыль, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и подпунктом "б" статьи 1 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия", неправомерно.
Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно применил названные нормы права и сделал вывод о правомерности применения Обществом обеих льгот.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений, при условии полного использования сумм начисленного износа. Рассматриваемая льгота по Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предоставляется при условии финансирования капитальных вложений за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Источниками финансирования капитальных вложений (в том числе лесозаготовительной техники) являются собственные средства предприятия, состоящие из амортизационных отчислений и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В соответствии с названной льготой предприятие имеет право уменьшить размер налога, подлежащего уплате в бюджет, и на такую же сумму увеличить чистую прибыль предприятия. Льгота является не самостоятельным источником финансирования, а только способом увеличения чистой прибыли - источника финансирования.
Согласно подпункту "б" статьи 2 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (в редакции Закона Республики Карелия от 25.01.99 N 322-ЗРК) ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в бюджеты Республики Карелия, устанавливается в размере 10% для предприятий лесозаготовительной промышленности при направлении полученных в результате предоставления льготы средств на закупку лесозаготовительной техники и условии, что выручка от реализации продукции от основной деятельности составляет 60 и более процентов в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), и в случае направления не менее 70% пиловочника на лесоперерабатывающие предприятия Республики Карелия.
Закон Республики Карелия, определяя условия предоставления пониженной (льготной) ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты Республики Карелия, вообще не указывает на источник финансирования закупки лесозаготовительной техники (основных средств).
Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не связывается применение льготы по капитальным вложениям с направлением средств, полученных в результате применения льготы, на приобретение чего-либо. Такое ограничение установлено Законом Республики Карелия, и это условие Обществом выполнено.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что истец выполнил все условия для получения льгот по налогу на прибыль как по Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", так и по Закону Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия".
В кассационной жалобе налоговая инспекция ссылается на то, что Общество не подтвердило факт направления 70% пиловочника на лесоперерабатывающие предприятия Республики Карелия. Этот доводы не может быть принят во внимание Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии со статьей 165 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не допускаются ссылки на недоказанность обстоятельств дела. Довод налоговой инспекции противоречит пределам рассмотрения дела в кассационной инстанции, установленным статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Во-вторых, данный довод не приведен налоговой инспекцией ни в акте камеральной проверки от 19.04.01 (том 1, лист дела 8), ни в решении налогового органа от 31.05.01 (том 1, лист дела 11).
В-третьих, этот довод был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Апелляционная коллегия изучила имеющиеся в материалах дела отгрузочные документы и сводную таблицу отгрузки пиловочника в 1999 году (том 1, листы дела 88-90) и установила, что 78,81 процента по объему и 85,36 процента по стоимости пиловочника Общество отгрузило предприятиям, расположенным на территории Республики Карелия либо являющимся учредителями местных предприятий. При этом отгрузка всегда производилась в адрес лесоперерабатывающих предприятий Республики Карелия, что подтверждается печатями принимающих пиловочник организаций.
При таких обстоятельствах следует признать, что судебные акты в обжалуемой части являются законными и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.01.02 и постановление апелляционной инстанции от 11.03.02 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3634/01-02-03/266 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 3 по Республике Карелия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. А. Корпусова |
М. В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2002 г. N А26-3634/01-02-03/266
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника