Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 июля 2001 г. N А26-950/01-02-10/37
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Троицкой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.01 по делу N А26-950/01-02-10/37 (судья Гарист С.Н.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с предпринимателя Побережник Елены Евгеньевны 46 531 руб. недоимки по единому налогу на вмененный доход за третий и четвертый кварталы 2000 года и 2 142 руб. 14 коп. пеней.
Решением суда от 28.04.01 в удовлетворении иска отказано. В решении суд указал, что у предпринимателя Побережник Е.Е. отсутствует обязанность по уплате единого налога на вмененный доход, так как по этому налогу в установленном порядке не определена налоговая база - один из обязательных, предусмотренных статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации, элементов налогообложения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и удовлетворить исковые требования.
Истец и ответчик о месте и времени слушания дела извещены, но представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" налоги и сборы, взимаемые на территории Российской Федерации, дополнены еще одним региональным налогом.
Согласно статье 1 названного Закона единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются, в том числе:
- сферы предпринимательской деятельности;
- размер вмененного дохода и составляющие формул расчета сумм единого налога;
- налоговые льготы;
- порядок и сроки уплаты единого налога.
Как следует из статьи 4 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ, объектом обложения единым налогом является вмененный доход на очередной календарный месяц. Ставка налога установлена в размере 20 процентов вмененного дохода (статья 5 Закона).
Федеральным законом также предусмотрено, что суммы единого налога рассчитываются с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также приведенного в пункте 2 его статьи 5 перечня пятнадцати повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.
Согласно статье 6 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и на основе формул расчета сумм единого налога для всех категорий налогоплательщиков, установленных статьей 5 этого Закона.
Как следует из материалов дела, статья 20 Закона Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборов на территории Республики Карелия", содержащая только пять видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности вместо пятнадцати, установленных Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ, постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 признана не соответствующей Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 4, 12, 41, 42 в той мере, в которой ею не установлены значения иных десяти видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ. Этим же постановлением Конституционного Суда Республики Карелия законодательному органу Республики Карелия предложено в трехмесячный срок привести положения статьи 20 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборов на территории Республики Карелия" в соответствие с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ в части установления всех предусмотренных Федеральным законом видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности и определить их значение.
В постановлении Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 также указано, что суммы единого налога, излишне уплаченные налогоплательщиками за период с момента вынесения этого постановления, подлежат зачету в счет будущих налоговых платежей или возврату налогоплательщикам.
В связи с тем, что предъявленная ко взысканию налоговой инспекцией сумма единого налога за третий и четвертый кварталы 2000 года рассчитана предпринимателем Побережник Е.Е. в соответствии со статьей 20 Закона Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК, признанной не соответствующей Конституции Республики Карелия, и на день рассмотрения дела судом первой инстанции постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 не исполнено, статья 20 Закона Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК не приведена в соответствие с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ, суд первой инстанции правомерно отклонил требования налоговой инспекции о взыскании с предпринимателя Побережник Е.Е. 46 531 руб. единого налога за третий и четвертый кварталы 2000 года и 2 142 руб. 14 коп. пеней.
Согласно положениям статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. В связи с тем, что Законом Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК установлены только пять из пятнадцати коэффициентов базовой доходности, непосредственно влияющих на величину налоговой базы, а следовательно, и на сумму налога, подлежащую уплате, кассационная инстанция считает ошибочным довод налоговой инспекции, изложенный в жалобе, о том, что Законом Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК установлены все обязательные элементы налогообложения для исчисления единого налога на вмененный доход.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.01 по делу N А26-950/01-02-10/37 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2001 г. N А26-950/01-02-10/37
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника