Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 апреля 2002 г. N А26-5247/01-02-09/243
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пудожскому району Республики Карелия на решение от 26.11.2001 (судья Курчакова В.М.) и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2002 (судьи Романова О.Я., Кудрявцева Н.И., Тойвонен И.Ю.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5247/01-02-09/243,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пудожскому району Республики Карелия (далее - налоговая инспекция), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Авдеевской сельской администрации местного самоуправления Пудожского района Республики Карелия (далее - Администрация) 1 487 рублей налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Решением арбитражного суда от 26.11.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2002, в иске отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 26.11.2001 и постановление от 04.02.2002, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие обстоятельствам дела вывода суда о направлении Администрацией полученных доходов на нужды учреждений, финансируемых из районного бюджета.
Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных Администрацией налоговых деклараций (расчетов) по налогам с продаж, на добавленную стоимость, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, на пользователей автомобильных дорог, а также по налогу от фактической прибыли за 2000 год и налогу на землю сельскохозяйственного назначения за 2001 год, в ходе которой установлено несвоевременное представление в налоговый орган деклараций (расчетов) по налогам и четырех бухгалтерских документов.
Факты несвоевременного представления указанных документов отражены в актах о налоговом правонарушении от 16.05.2001 N 40 и от 21.08.2001 N 94, по результатам рассмотрения которых вынесены решения от 07.06.2001 N 42 и от 11.09.2001 N 87 о привлечении Администрации к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 1 187 и 100 рублей (решения от 07.06.2001 и от 11.09.2001 соответственно), а также по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 200 рублей (решение от 07.06.2001).
Поскольку в срок, указанный в решениях (21.06.2001 и 21.09.2001), в добровольном порядке штраф не был уплачен, налоговая инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Соответствующими законодательными актами о налогах и сборах предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать налог при наличии у него налогооблагаемого дохода, то есть объекта налогообложения, а следовательно, представление налоговой декларации налогоплательщиком обязательно лишь при наличии у него объекта налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговой декларацией признается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога.
Администрация является бюджетным учреждением и в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2000, доходы, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ Администрация представляла месячную, квартальную и годовую отчетность в районный финансовый отдел в установленные им сроки.
Налоговая инспекция посчитала доходами, с которых должны уплачиваться налоги, средства, полученные от реализации пищевых отходов школьными столовыми и сдачи в аренду помещений школ, в подтверждение чего представила приходные кассовые ордера.
Однако налоговой инспекцией не учтено, что указанные средства были израсходованы на нужды учреждений, финансируемых из бюджета (школы, детский дом), в том числе реинвестированы в общеобразовательный процесс. Указанное обстоятельство подтверждается расходными кассовыми ордерами и обратное налоговой инспекцией не доказано.
Поскольку доходы, полученные от продажи пищевых отходов школьных столовых и сдачи школами в аренду своих помещений, направлялись на нужды учреждений, финансируемых из районного бюджета, и были учтены в смете доходов и расходов в бюджете района, вывод суда первой инстанции о том, что такие доходы не являются доходами, полученными от предпринимательской деятельности и не подлежат налогообложению, является правильным.
С учетом того, что законодательством о налогах и сборах предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать налог при наличии у них налогооблагаемого дохода, то есть объекта налогообложения, а представление ими налоговых деклараций обязательно лишь при наличии у них объекта налогообложения, у Администрации отсутствовала обязанность по представлению налоговых деклараций.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Указанный срок является пресекательным, и в случае его пропуска иск о взыскании налоговой санкции удовлетворению не подлежит.
Как указано в пункте 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, Налоговый кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, поэтому установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Как видно из акта о налоговом правонарушении от 16.05.2001, ряд документов представлен Администрацией в налоговую инспекцию 28.03.2001. Следовательно, несвоевременное представление этих документов выявлено налоговой инспекцией 28.03.2001, то есть в день получения этих документов с нарушением установленного срока. Поэтому срок давности взыскания штрафа за несвоевременное представление этих документов исчисляется с даты фактического поступления их в налоговый орган.
Принимая во внимание, что налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании налоговых санкций 01.10.2001, иск в части взыскания сумм штрафа, исчисленного за несвоевременное представление документов, представленных 28.03.2001, не мог быть удовлетворен и в связи с пропуском срока, установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.11.2001 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2002 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5247/01-02-09/243 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пудожскому району Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.П. Почечуев |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 апреля 2002 г. N А26-5247/01-02-09/243
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника