Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 декабря 2001 г. N А56-20297/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Корпусовой О.А., Троицкой Н.В., при участии от государственного учреждения "Гатчинский лесхоз" Федеральной службы лесного хозяйства России директора Смертина Н.Г., Новоселова А.А. (доверенность от 11.09.2001 N 237), Чикалюка В.Ф. (доверенность от 24.12.2001 N 305), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области Петровой Т.Я. (доверенность от 03.01.2001 N 02-08/54),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2001 по делу N А56-20297/01 (судьи Бойко А.Е., Слобожанина В.Б., Бурматова Г.Е.),
установил:
Государственное учреждение "Гатчинский лесхоз" Федеральной службы лесного хозяйства России (далее - учреждение, лесхоз) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 26.06.2001 N 04-24/4479 в части доначисления учреждению налогов на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог, пеней за просрочку их уплаты и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 24.10.2001 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и отказать в иске. Суд, по мнению Инспекции, неправильно применил пункт 1 статьи 39 НК РФ, статью 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон об НДС) и статью 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах).
В отзыве на кассационную жалобу лесхоз просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители лесхоза их отклонили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения лесхозом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт от 28.05.2001 N 74 и принято решение от 26.06.2001 N 04-24/4479 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проверки установлена неуплата лесхозом налогов на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог с денежных средств, полученных от реализации древесины от рубок ухода за лесом. Инспекция доначислила учреждению налоги на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог, пени за просрочку их уплаты и привлекла к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Согласно пункту 1 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188 (далее - Положение), лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, а по своей организационно-правовой форме - государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета (пункты 6 и 21 Положения).
В соответствии с подпунктами 21, 22, 23 и 24 пункта 10 Положения на лесхозы возложено, в том числе:
- осуществление ухода за лесами;
- выполнение работ по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств;
- обеспечение сохранности и своевременного воспроизводства ценных древесных пород.
В проверенный Инспекцией период лесхоз реализовывал древесину от рубок ухода за лесом.
Как следует из пункта 2.1.1 Наставлений по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части России от 22.12.93 N 347 (далее - Наставления), рубки ухода являются важнейшим лесовосстановительным мероприятием, направленным на формирование устойчивых, высокопродуктивных хозяйственно-ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций и своевременное использование древесины. Они осуществляются путем удаления из насаждений нежелательных деревьев для создания благоприятных условий роста лучшим деревьям главных пород.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что рубки ухода за лесом как вид лесохозяйственных работ, осуществляемых специально созданным государственным учреждением - лесхозом, не могут рассматриваться как предпринимательская деятельность, поскольку их целью не является получение прибыли.
Как видно из материалов дела, лесхозу в соответствии со статьей 108 Лесного кодекса Российской Федерации открыт счет в федеральном казначействе по учету средств федерального бюджета и на основании разрешения отделения Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по городу Гатчина и Гатчинскому району Ленинградской области от 03.08.99 N 450060002 - текущий счет для зачисления и расходования внебюджетных средств.
Зачисление средств от реализации древесины рубок ухода за лесом на указанный счет обусловлено тем, что одним из источников покрытия затрат на лесное хозяйство являются собственные средства лесхозов, в том числе полученные от реализации вышеуказанной древесины.
Согласно пункту 10 Инструкции о порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства, утвержденной Минфином СССР, Госкомлесом СССР и Госбанком СССР от 14.07.87 N 159, 183, 116-87, собственные средства лесхозов, наряду с бюджетными ассигнованиями, являются источником финансирования расходов по ведению лесного хозяйства.
Следовательно, эти средства не могут быть отнесены к доходам, полученным от предпринимательской (коммерческой) деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные средства относятся к неналоговым доходам бюджета.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что денежные средства, полученные от реализации древесины от рубок ухода, расходовались исключительно на финансирование основной лесохозяйственной деятельности.
Согласно статье 1 Закона об НДС налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Плательщиками этого налога являются предприятия и организации, осуществляющие коммерческую, то есть предпринимательскую деятельность, которая является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
С учетом изложенного лесхоз не является плательщиком налога на добавленную стоимость и у него отсутствовала обязанность по его уплате.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о дорожных фондах объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции, работ, услуг. Понятие же "выручка от реализации" традиционно связывается с ведением предпринимательской деятельности.
Как указывалось ранее, лесхоз не имел доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а следовательно, у него отсутствовала обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог.
Судом первой инстанции правомерно признано недействительным оспариваемое решение Инспекции.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемый судебный акт является законным и основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2001 по делу N А56-20297/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2001 г. N А56-20297/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника