Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 декабря 2001 г. N А56-18509/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Ломакина С.А. и Шевченко А.В., при участии представителя предпринимателя Каретникова Н.Л. - Пудичевой Е.В. (доверенность от 18.06.2001), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курортному району Ершовой М.А. (доверенность от 05.01.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя без образования юридического лица Каретникова Николая Леонидовича на решение от 09.08.2001 (судья Кадулин А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2001 (судьи Асмыкович А.В., Галкина Т.В., Серикова И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18509/01,
установил:
Предприниматель без образования юридического лица Каретников Николай Леонидович обратился в арбитражный суд с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курортному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) о возврате излишне внесенных в 1999-2000 годах в доходы соответствующих бюджетов 294390 руб. налога с продаж.
Решением суда от 09.08.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2001, в иске отказано.
В кассационной жалобе Каретников Н.Л. просит отменить судебные акты и удовлетворить иск, поскольку, по его мнению, предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога с продаж.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Каретников Н.Л. является индивидуальным предпринимателем и применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Каретников Н.Л. 04.04.2001 направил в налоговую инспекцию письмо с просьбой возвратить 294390 руб. излишне уплаченного налога с продаж за 1999 год, считая, что он не является плательщиком этого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Налоговая инспекция письмом N 11-16/4488 от 11.05.2000 разъяснила Каретникову Н.Л., что он в соответствии с действующим законодательством обязан уплачивать налог с продаж и ежемесячно представлять декларации по этому налогу.
Суд первой инстанции правомерно признал указанные действия ИМНС законными и обоснованными.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "в редакции Федерального закона от 08.07.99" следует читать "в редакции Федерального закона от 31.07.98"
В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1 (далее - Закон об основах налоговой системы) в редакции Федерального закона от 08.07.99 и статьей 14 НК РФ налог с продаж входит в систему региональных налогов и сборов.
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона об основах налоговой системы плательщиками налога с продаж являются индивидуальные предприниматели, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, а объектом налогообложения признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю.
Такое же правило содержится в Законе Санкт-Петербурга "О налоге с продаж".
В соответствии со статьей 1 (пункт 3) Закона Российской Федерации N 222-ФЗ от 29.12.95 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты ими подоходного налога на доход от осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает предпринимателя от уплаты налога с продаж.
Кроме того, налог с продаж включается предпринимателем в цену товара (работ, услуг) и фактически взимается не за счет результатов его хозяйственной деятельности истца, а с покупателей (клиентов). В связи с этим, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001, оснований для возврата зачисленных в соответствующий бюджет сумм уплаченного налога с продаж не имеется.
Таким образом, Каретников Н.Л. является плательщиком налога с продаж и налоговая инспекция обоснованно отказала ему в возврате уплаченных сумм налога.
Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, а следовательно, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 09.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18509/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя без образования юридического лица Каретникова Николая Леонидовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2001 г. N А56-18509/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника