Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 сентября 2003 г. N А44-2113/01-С11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Афанасьева С.В. и Изотовой С.В.,
рассмотрев 15.09.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 19.02.03 (судья Чепрасова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 09.06.03 (судьи Дмитриева Т.А., Куропова Л.А., Русецкий В.С.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-2113/01-С11,
установил:
открытое акционерное общество "Новгородтелеком" (далее - ОАО "Новгородтелеком") обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Валдайского района Новгородской области (далее - администрация района) о взыскании 1130722 руб. задолженности по договору от 21.04.97 за период с 1996 по 2000 год.
К участию в деле по заявлению истца в качестве ответчиков привлечены администрация Новгородской области (далее - администрация области), Комитет финансов администрации Новгородской области (далее - Комитет), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов), а в качестве третьих лиц - Министерство труда и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство труда) и Комитет по социальной защите населения Новгородской области (далее - Комитет по соцзащите).
В ходе судебного разбирательства по делу ОАО "Новгородтелеком" просило исключить из числа ответчиков администрацию области, Комитет, Министерство финансов.
Решением от 14.03.02 исковые требования удовлетворены в размере 720627 руб. 31 коп. за счет администрации района. В отношении администрации области, Комитета, Министерства финансов производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.02 решение от 14.03.02 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
По предложению арбитражного суда истец уточнил иск. ОАО "Новгородтелеком" просило взыскать убытки в связи с предоставлением льгот:
- по Федеральному закону "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), возникшие в 1998 год в сумме 169 020 руб. 19 коп. с администрации района, за 1999 год по абонентской плате за телефон в сумме 304 982 руб. 58 коп. с администрации области, за радио в сумме 29 579 руб. 37 коп. с администрации района, за 2000 год по абонентской плате за телефон в сумме 374 308 руб. 69 коп. с Министерства труда, за радио в сумме 28 685 руб. 17 коп. с администрации области;
- по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах), за период с 1998 по 1999 год с Министерства финансов в сумме 54 923 руб. 53 коп., за 2000 год с Министерства труда в сумме 133 493 руб. 15 коп.
- по Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон о социальной защите граждан) за период с 1996 по 2000 год с Министерства финансов в сумме 28 628 руб. 49 коп.
От взыскания убытков, возникших в результате предоставления льгот за услуги связи по Закону Новгородской области "О дополнительных льготах реабилитированным лицам...", в сумме 7 101 руб. 51 коп. истец отказался, заявив, что эти убытки погашены администрацией района.
Решением от 19.02.03 иск удовлетворен частично, взысканы убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот:
- предусмотренных Законом о ветеранах по оплате телефона, за 2000 год с Министерства труда в размере 374308 руб. 69 коп.;
- предусмотренных Законом о ветеранах по оплате радиовещания, за 2000 год с администрации области в сумме 28 685 руб. 17 коп.;
- предусмотренных Законом об инвалидах, с 1998 по 1999 год в сумме 54 923 руб. 53 коп. с Министерства финансов;
- предусмотренных Законом об инвалидах, за 2000 год в сумме 133 493 руб. 15 коп. с Министерства труда;
- предусмотренных Законом о социальной защите граждан в сумме 25 813 руб. с Министерства финансов.
В остальной части иска отказано.
В связи с реорганизацией ОАО "Новгородтелеком" в открытое акционерное общество "Северо-Западный телеком" (далее - ОАО "Северо-Западный телеком"), арбитражный суд произвел замену истца.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.06.03 решение от 19.02.03 изменено, взыскано с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов в пользу ОАО "Северо-Западный телеком" 951 996 руб. 19 коп., взыскано с администрации района в пользу ОАО "Северо-Западный телеком" 28 685 руб. 17 коп., в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов просит решение и постановление отменить, указывая на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций норм материального права.
По мнению подателя жалобы, он исполнил свои обязанности по оплате льгот, предусмотренных указанными законами, в пределах, установленных соответствующими бюджетами.
Заявитель указывает, что судом первой и апелляционной инстанций неправильно применены статьи 83 и 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Участники процесса извещены о времени и месте слушания дела, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Северо-Западный телеком" предоставляло услуги телефонной связи и пользования радио на льготных условиях с предоставлением скидки в размере 50% отдельным категориям граждан в соответствии с Законом о ветеранах, Законом об инвалидах, Законом о социальной защите граждан, Законом Новгородской области "О дополнительных льготах реабилитированным лицам..." в период с 1996 по 2000 год.
В подтверждение предоставленных услуг данной категории граждан истец представил квитанции об оплате абонентами предоставленных услуг, журналы данных абонентских линий, списки граждан, пользующихся льготами, утвержденные администрацией района.
Поскольку в результате предоставления указанных льгот истец понес убытки, он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с положениями, предусмотренными статьей 30 Федерального закона "О связи", пунктом 79 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.97, льготы абоненту по оплате услуг телефонной связи предоставляются предприятиями (операторами связи) независимо от формы собственности. При этом возмещение недополученных предприятием связи доходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг телефонной связи определенной категории граждан, производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 22 Закона о ветеранах ветеранам труда предоставляется 50% скидка по абонентской плате за пользование телефоном.
В соответствии со статьей 10 Закона о ветеранах (в ред. 18.11.98) расходы, связанные с реализацией прав и льгот, установленных ветеранам настоящим Федеральным законом, производятся за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанной статьей предусмотрено распределение определенных льгот, в том числе за пользование телефоном, за конкретными бюджетами. Предоставление других прав и льгот, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе пользование радио, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации не предусмотрен порядок предоставления льгот по оплате услуг за пользование радио.
Постановлением Администрации Новгородской области от 29 сентября 1995 г. N 306 "О введении в области льгот, установленных федеральным законом "О ветеранах" предусмотрено предоставление установленных Законом о ветеранах льгот ветеранам по оплате за жилищные и коммунальные услуги, электроэнергию, за пользование телефоном, радиоточкой, коллективной антенной, автотранспортом общего пользования. Во исполнение указанного постановления принято постановление администрации Новгородской области от 16.02.96 N 52 "Об утверждении порядка возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам", которым установлено, что возмещению подлежат выпадающие доходы организаций, предоставляющих населению услуги по пользованию телефоном и радиоточкой. В соответствии с настоящим Порядком из бюджетов городов и районов области возмещаются только дополнительно образовавшиеся в связи с выходом Федерального закона "О ветеранах" выпадающие доходы организаций, в пределах сумм, предусмотренных в местных бюджетах.
Статьей 10 Закона о ветеранах (в ред. 02.01.2000) предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на услуги за пользование радио.
Следовательно, расходы по предоставлению льгот на установку телефонов и пользование ими возмещаются из федерального бюджета, в пределах выделенных средств. Неполучение субъектом Российской Федерации всего объема финансовой помощи для реализации Закона "О ветеранах" из федерального бюджета в соответствии со статьей 10 данного Закона должно компенсироваться субъектом Российской Федерации. В данном случае таким органом, выступающим от имени субъекта Российской Федерации, является Комитет по финансам и бюджету области.
Во исполнение приложения 22 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1999 год" сумма расходов, учтенных при расчете сумм финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона "О ветеранах".
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" предусмотрено перечисление денежных средств в Новгородскую область для реализации Закона о ветеранах в размере 59 753 700 руб. (л.д. 34 т. 3).
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено перечисление денежных средств в Новгородскую область для реализации Закона о ветеранах в размере 59 753 700 руб. и дополнительные средства в размере 20 879 000 руб. (л.д. 29, 116 т. 3).
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрено перечисление денежных средств в Новгородскую область для реализации Закона о ветеранах в размере 71 704 400 руб. (л.д. 27 т. 3).
Областными законами Новгородской области "Об областном бюджете на 1998 год", "Об областном бюджете на 1999 год", "Об областном бюджете на 2000 год" предусмотрено, что расходы, подлежащие осуществлению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, производятся на территории области за счет средств бюджетов городов и районов в пределах сумм, учтенных при определении показателей межбюджетных отношений на соответствующий год в порядке, установленном Администрацией области (л.д. 105- 108 т. 3).
Согласно расчету, представленному истцом, ущерб, причиненный в связи с предоставлением льгот по Закону о ветеранах по услугам связи (телефона и радио), составляет за 1996 - 1998 годы в размере 169 020 руб. 19 коп.. за телефон в 1999 году - 304 982 руб. 58 коп. за радио 29 579 руб. 00 коп., за телефон в 2000 году - 374 308 руб. 69 коп., за радио в 2000 году - 28 685 руб. 17 коп.
Согласно статье 28 Закона об инвалидах инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
В Законе об инвалидах не указан источник финансирования льгот инвалидам. Согласно Приложению 12 к Федеральному закону "О бюджетной классификации в Российской Федерации" ведомственная классификация расходов федерального бюджета предусматривает в перечне расходов федерального бюджета расходы по финансированию оплаты и установки телефонов инвалидам наравне с ветеранами.
В соответствии с подпунктами 14 и 15 статьи 5 Закона об инвалидах к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов и формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Статьей 17 названного закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления льгот по оплате услуг пользованием телефоном и радио за период с 1998 по 2000 год Правительством Российской Федерации не определен.
Таким образом, финансирование установленных законом льгот инвалидам относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Согласно расчету, представленному истцом, ущерб, причиненный в связи с предоставлением льгот по Закону об инвалидах по услугам связи (телефона и радио), составляет за 1998 - 1999 годы в размере 54 923 руб. 53 коп., за телефон и радио в 2000 году - 133 493 руб. 15 коп.
Статьей 4 Закона о социальной защите граждан предусмотрено, что конкретные размеры денежных и других материальных компенсаций и льгот, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Согласно статье 5 указанного закона финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Финансирование производится с учетом расходов, связанных с доставкой всех видов денежных выплат. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией настоящего Закона в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Согласно пункту 7 Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. N 506, расходы за счет средств федерального бюджета, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и льготным проездом на городском пассажирском транспорте, могут регулироваться при определении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Согласно расчету, представленному истцом, ущерб, причиненный в связи с предоставлением льгот по Закону социальной защите граждан по услугам связи (телефона и радио), составляет за 1996 - 2000 годы в размере 28 628 руб. 49 коп.
Как видно из материалов дела, в 1998 году Министерством финансов в счет трансфертов (финансовой помощи субъекту Российской Федерации) перечислено 16 451 353 руб., в 1999 году - 24 642 759,15 руб., в 2000 году - 47 663 522 руб. 60 коп. (л.д. 64-76 т. 3).
В отзыве администрации области указано, что в 1998 году должно было поступить 360 900 000 руб., а поступило 302 200 000 руб., с 1999 по 2000 год финансовая помощь поступила из федерального бюджета полностью.
По мнению кассационной инстанции, суд при наличии доказательств, документально подтверждающих факт предоставления льгот гражданам указанных категорий, проживающим на указанной территории, пришел к правомерному выводу об обоснованности предъявляемого ко взысканию размера компенсации.
Однако удовлетворение иска путем взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации кассационная инстанция находит недостаточно обоснованным.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете.
Суд первой и апелляционной инстанций правомерно применил исковую давность в отношении убытков, возникших в период с 1996 года по третий квартал 1998 года, однако, судом не определен размер ущерба, в отношении которого применена исковая давность.
Также судом первой и апелляционной инстанций не решен вопрос о принятии отказа истца от иска в части взыскания убытков, возникших в результате предоставления льгот по Закону Новгородской области "О дополнительных льготах реабилитированным лицам...", в сумме 7 101 руб. 51 коп. в связи с их погашением администрацией района (л.д. 18 т. 4) и решение по этому поводу судом не принято.
Суд апелляционной инстанции взыскал с администрации района ущерб, возникший от предоставления льгот по Закону о ветеранах за пользование радиоточкой в 2000 году, в размере 28 685 руб. 17 коп., в то время как в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие перечисление денежных средств из бюджета Новгородской области администрации района. Кроме того, судом не было учтено содержащееся в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.02 указание на то, что в случае удовлетворения иска по рассматриваемой категории дел убытки взыскиваются с соответствующего финансового органа.
Таким образом, судебные акты по делу были приняты по недостаточно исследованным материалам, без надлежащей оценки доказательств и без учета взаимоотношений сторон, поэтому решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Новгородской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть требования статьи 129 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", в соответствии с которой законодательные и иные нормативные правовые акты, не обеспеченные источниками финансирования в федеральном бюджете, не подлежат исполнению в 2000 году.
При этом необходимо установить, профинансировал или нет Минфин РФ в пределах, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год", "О федеральном бюджете на 1999 год", "О федеральном бюджете на 2000 год" в полном объеме бюджет Новгородской области по целевым расходам федерального бюджета. Суду следует установить, на какие цели были использованы денежные средства, направленные Новгородской области по реализации льгот, предусмотренных Законом о ветеранах, Законом об инвалидах.
Суду следует разрешить вопрос, связанный с отказом от иска ОАО "Северо-Западный телеком" в части взыскания убытков в размере 7 101 руб. 51 коп.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.02.03 и постановление апелляционной инстанции от 09.06.03 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-2113/01-С11 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
С.В. Изотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2003 г. N А44-2113/01-С11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника