Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 февраля 1998 г. N А44-2115/97-С3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В., Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу АОЗТ "Фирма завод "Ударник" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.10.97 (судья Ларина И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 25.11.97 (судьи Дегтева А.В., Иванова П.Н., Анисимова З.С.) по делу N А44-2115/97-С3,
установил:
Государственная налоговая инспекция по Маловишерскому району обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском о ликвидации акционерного общества закрытого типа "Фирма завод "Ударник" в связи с непредставлением в налоговую инспекцию отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, а также документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Решением от 03.10.97 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.11.97 решение суда первой инстанции от 03.10.97 оставлено без изменения.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункту 2 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса РФ" следует читать "пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ"
В кассационной жалобе АОЗТ "Фирма завод "Ударник" просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на необоснованость принятых судебных актов. По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание проводимую по решению общего собрания от 25.02.95 добровольную ликвидацию, которая на момент рассмотрения спора судом первой инстанции находилась на завершающем этапе - подготовке ликвидационного баланса, в связи с чем принятое судами решение о принудительной ликвидации противоречит пункту 2 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Кроме того, АОЗТ "Фирма завод "Ударник" в качестве основания отмены обжалуемых судебных актов указывает отсутствие в составе ликвидационной комиссии акционеров общества.
Госналогинспекция по Маловишерскому району, АОЗТ "Фирма завод "Ударник" и администрация Маловишерского района о времени и месте слушания дела извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо по решению суда.
Как следует из пункта 2 статьи 61, в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов требование о принудительной ликвидации (по решению суда) может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Статьей 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Государственной налоговой инспекции предоставлено право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством РФ.
Основания ликвидации предприятия предусмотрены статьей 61 Гражданского кодекса РФ. Одним из оснований названо неоднократное или грубое нарушение закона или иных нормативных актов.
Статьей 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на налогоплательщика возложены обязанности уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и предствлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения. Указанные обязанности прекращаются ликвидацией налогоплательщика, которая согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ считается завершенной после внесения об этом записи в Российский государственный реестр.
При рассмотрении иска налоговой инспекции о принудительной ликвидации АОЗТ "Фирма завод "Ударник" в связи с непредставлением с 1995 года отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов факт неисполнения ответчиком с 1995 года обязанностей, возложенных на него статьей 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", подтвердился, в связи с чем суд правомерно удовлетворил требования налоговой инспекции о его ликвидации.
Возражения АОЗТ "Фирма завод "Ударник" обоснованно отклонены судами.
Действующим налоговым законодательством не предусмотрено прекращение либо приостановление исполнения налогоплательщиками обязанностей, предусмотренных статьей 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", после принятия решения о добровольной ликвидации. Прекращение обязанностей налогоплательщика обусловлено только завершением ликвидации юридического лица, т.е. внесением в Российский государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его существования.
На момент вынесения судом первой инстанции решения о ликвидации ответчика процесс добровольной ликвидации закончен не был, согласование ликвидационного баланса произведено не было (что, по мнению АОЗТ, и приостановило ликвидационный процесс) по мотиву несоответствия его по форме и содержанию требованиям действующего законодательства - Закону РФ от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утв. приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170, приказу Минфина РФ от 12.11.96 N 97, которым утверждены типовые формы бухгалтерской отчетности, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для отказа налоговой инспекции в иске о принудительной ликвидации ответчика.
Принимая во внимание нарушения, допущенные истцом при ликвидации: несообщение налоговой инспекции в 10-дневный срок о принятом решении о ликвидации (абзац 8 пункта 1 статьи 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", абзац 2 пункта 1 статьи 63 ГК РФ), неустановление порядка и срока ликвидации, в том числе ее окончания (срок должен определяться согласно пункту 2 статьи 62 ГК РФ общим собранием, принявшим решение о ликвидации), - а также недостаточную компетентность в вопросах оформления бухгалтерских и отчетных документов, что повлекло затягивание процедуры добровольной ликвидации, суд не нашел возможным возложить обязанности по ликвидации АОЗТ на его учредителей (участников), а, используя права, предоставленные абзацем 2 пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, и применив по аналогии Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", обоснованно возложил обязанности по осуществлению ликвидации ответчика на постоянно действующее ликвидационную комиссию, созданную по распоряжению администрации Маловишерского района от 16.10.96 N 644-рг "О создании постоянно действующей ликвидационной комиссии".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты принятыми в полном соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.10.97 и постановление апелляционной инстанции от 25.11.97 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-2115/97-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу АОЗТ "Фирма завод "Ударник" - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине по кассационной жалобе оставить на ее подателе.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 1998 г. N А44-2115/97-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника