Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2005 г. исправлена опечатка: номером дела следует считать "N А13-5400/04-23"
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 октября 2004 г. N А13-5400/03-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Морозовой Н.А. и Троицкой Н.В.,
рассмотрев 19.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Вологодской области на решение от 10.06.04 (судья Логинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 28.07.04 (судьи Богатырева В.А., Ковшикова О.С., Ралько О.Б.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5400/03-23,
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Вологодской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (далее - Банк) 1550 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 10.06.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.04, Инспекции отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 10.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 28.07.04 и взыскать с Банка штраф, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что Банк, выплатив своим бывшим работникам (пенсионерам) доход в виде материальной помощи, неправомерно не удержал налог с этих сумм, поскольку являлся в данном случае налоговым агентом. Таким образом, налоговый орган считает правомерным решение о привлечении Банка к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 10.06.04 и постановления апелляционной инстанции от 28.07.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в ходе выездной налоговой проверки правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет Тотемским отделением N 4081 Банка налога на доходы физических лиц (подоходного налога) за период с 01.01.2000 по 28.10.03, своевременности и полноты представления сведений о доходах физических лиц за 2000, 2001 и 2002 годы Инспекция установила непредставление ответчиком сведений о выплаченных физическим лицам - пенсионерам (бывшим работникам) доходов в виде материальной помощи (за 2000 год на 8 человек, за 2001 год на 8 человек, за 2002 год на 15 человек), что отражено в акте выездной налоговой проверки от 31.10.03 N 234.
Решением от 28.11.03 N 107 Инспекция привлекла Банк к ответственности в виде взыскания 1550 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление налоговому органу этих сведений (50 руб. х 31 справку).
В связи с неуплатой Банком штрафа в добровольном порядке в срок до 15.12.03, определенный требованием от 28.11.03 N 1884, Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод о том, что Банк не являлся работодателем по отношению к бывшим работникам - пенсионерам, получившим в 2000, 2001, 2002 году от него материальную помощь, в связи с чем обязанность представлять в налоговый орган сведения о выплаченных доходах у него отсутствовала.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
В силу пункта 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Налогоплательщиками же являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2005 г. в мотивировочной части настоящего постановления исправлена опечатка: вместо "17.12.91" следует читать "07.12.91"
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 17.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1) предприятия, учреждения и организации, являющиеся источниками дохода, обязаны своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц, а также представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном Законом. В пункте 5 названной статьи предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога.
Пунктом 1 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В силу пункта 2 названной статьи налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Из приведенных норм следует, что сведения о доходах физических лиц обязаны представить в налоговый орган те налоговые агенты, которые выплачивают физическим лицам доходы, а также исчисляют, удерживают из этих доходов налог на доходы физических лиц и перечисляют его в бюджет.
Как видно из материалов дела, Банк не представил в налоговый орган сведения о выплаченной в размере от 100 до 200 руб. материальной помощи пенсионерам - бывшим работникам ответчика.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка: вместо "Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об обязанности" следует читать "Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии обязанности"
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об обязанности организаций сообщать в налоговый орган сведения о выплаченных доходах и об удержанных суммах налога, если у организации отсутствовала обязанность по исчислению и удержанию из выплаченных сумм налога на доходы физических лиц.
Согласно подпункту "к" пункта 1 статьи 3 Закона N 1998-1 в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются суммы оказываемой материальной помощи в пределах до 12-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.
Пунктом 28 статьи 217 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 2000 руб., выплаченные за налоговый период в виде материальной помощи, оказываемой бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.
В данном случае Инспекцией установлено, что выплаченные пенсионерам суммы не превышали установленных приведенными нормами размеров материальной помощи, а следовательно, такие суммы не облагаются налогом на доходы физических лиц. Следовательно, Банк не обязан вести учет доходов таких лиц и представлять в налоговый орган соответствующие сведения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 28.07.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5400/04-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 октября 2004 г. N А13-5400/03-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2005 г. в настоящем постановлении исправлены опечатки