Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2004 г. N А44-1497/04-С14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Корабухиной Л.И.,
при участии от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новгородской области начальника отдела Николаева В.А. (доверенность от 13.04.2004 N 17026), главного государственного налогового инспектора Буслаевой Н.И. (доверенность от 20.10.2004 N 2.6-16/33), от Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северо-Западному федеральному округу главного специалиста Епишкиной О.А. (доверенность от 25.08.2004 N 5-юр), от открытого акционерного общества "Алкон" начальника отдела Аксенова И.С. (доверенность от 01.09.2003 N 14/3),
рассмотрев 21.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северо-Западному федеральному округу на решение от 30.04.2004 (судья Бочарова Н.В.) и постановление апелляционной инстанции от 29.06.2004 (судьи Духнов В.П., Анисимова З.С., Пестунов О.В.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1497/04-С14,
установил:
Открытое акционерное общество "Алкон" (далее - Общество, ОАО "Алкон") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новгородской области (далее - Управление) от 16.02.2004 N 2.17-32/2/198 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и требований от 24.02.2004 N 1 и N 2.
В ходе судебного разбирательства по делу в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Межрегиональная инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северо-Западному федеральному округу (далее - Инспекция).
Решением от 30.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2004, суд полностью удовлетворил требования Общества.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, при производстве денатурированной спиртосодержащей продукции, Общество нарушило технологию ее производства (ТУ 9182-259-00008064-98 и ПТР 10-12292-99, отсутствовала механическая мешалка), в связи с чем Управлением обоснованно приняло решение от 16.02.2004 N 2.17-32/2/198 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 228 981 руб. штрафа, доначислении 1 144 953 руб. акцизов и 915 829 руб. пеней.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали доводы жалобы, представив письменные объяснения.
Представитель Общества представил отзыв и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Управление провело повторную выездную налоговую проверку правильности исчисления и своевременности уплаты Обществом акцизов на спиртосодержащую продукцию за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, по результатам которой составило акт от 20.01.2004 N 2.17-32/2/198 и приняло решение от 16.02.2004 N 2.17-32/2/198 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Указанным решением ОАО "Алкон" начислено 1 144 953 руб. акцизов, 915 829 руб. пеней и 228 981 руб. штрафа.
В ходе проверки Управление установило нарушение Обществом статьи 1 Федерального закона 06.12.91 "Об акцизах" (далее - Закон об акцизах), пункта 13.2 Производственного технологического регламента на производство водок и ликеро-водочных изделий ПТР 10-12292-99, утвержденного 27.08.97 Департаментом пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, поскольку при производстве спиртосодержащей денатурированной продукции в 2000 году не применялась механическая мешалка и топливно-раздаточная колонка для розлива денатурата в тару покупателя.
По мнению Управления, указанное обстоятельство повлекло неправомерное использование Обществом льготы по акцизам при реализации денатурированной спиртосодержащей продукции.
На основании решения от 16.02.2004 N 2.17-32/2/198 Управление направило Обществу требования от 24.02.2004 N 1 и N 2 об уплате налога и налоговой санкций.
Общество, не согласившись с указанными решением и требованиями Управления, оспорило их в арбитражном суде.
Кассационная инстанция считает, что судебные инстанции, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона об акцизах акцизами облагаются спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта - сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной).
Частью 3 статьи 1 Закона об акцизах установлено, что в целях названного Федерального закона денатурированной спиртосодержащей продукцией, в том числе денатурированным спиртом (за исключением спирта, поставляемого по импорту), признается спиртосодержащая продукция из всех видов сырья, которая содержит денатурирующие добавки, исключающие возможность использования ее для производства алкогольной и пищевой продукции, и изготовлена в соответствии с установленной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти нормативной документацией.
В соответствии с пунктом 13.2 Производственного технологического регламента на производство водок и ликеро-водочных изделий ПТР 10-12292-99, утвержденного 27.08.97 Департаментом пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, при приготовлении денатурата смесь перемешивают в течение 20-25 минут с помощью механической мешалки и перекачивают в напорный резервуар.
Как установили судебные инстанции, ОАО "Алкон" в 2000 году получило лицензию на право производства, хранения и поставок произведенной спиртосодержащей непищевой денатурированной продукции. При этом Комиссия Управления установила соблюдение Обществом всех необходимых условий для осуществления указанного вида деятельности.
В течение 2000 года изготовление и реализация всех партий денатурата происходило под контролем Управления и в присутствии его должностных лиц.
Вывод налогового органа об отсутствии механической мешалки в 2000 году сделан на основе акта контрольной технологической проверки от 23.09.2003, проведенной Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северо-Западному федеральному округу, тогда как в 2000 году никаких проверок по указанному вопросу проведено не было.
При этом суд первой инстанции на основании свидетельских показаний главного инженера ОАО "Алкон" Суркова Сергея Михайловича установил, что в связи с износом механическая мешалка была демонтирована в 2001 году (распоряжение заведующего производством от 15.01.2001), после чего производство денатурированной продукции не осуществлялось. Механическая мешалка заменена на аппарат, обеспечивающий более качественное перемешивание полученной денатурированной смеси сжатым воздухом.
Более того, судом дана надлежащая правовая оценка представленным Обществом доказательствам - письму от 29.01.2004 руководителя Института (государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт пищевой биотехнологии") - разработчика Технических условий производства денатурата и письму от 25.08.2004 руководителя Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации о том, что применение сжатого воздуха для перемешивания денатурируемой жидкости возможно и не противоречит требованиям ТУ 9182-259-00008064-98 и ПТР 10-12292-99 (том 1, листы дела 42-43). Согласно протокола судебного заседания суда первой инстанции от 28-30.01.2004 названные письма приобщены к материалам дела, и содержание их оглашено (том 1, лист дела 140).
Оснований для переоценки этих доказательств кассационная инстанция не имеет и отказывает в удовлетворении ходатайства Инспекции о направлении запросов в названные упреждения о представлении оригиналов этих писем.
Таким образом, кассационная инстанция считает выводы судебных инстанций о недоказанности налоговым органом факта отсутствия механической мешалки в 2000 году обоснованными.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не соответствует полномочиям кассационной инстанции, а решение суда и постановление апелляционной инстанции считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.04.2004 и постановления апелляционной инстанции от 29.06.2004 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-1497/04-С14 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.И. Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2004 г. N А44-1497/04-С14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника