Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 ноября 2004 г. N А05-5347/04-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Никитушкиной Л.Л., Дмитриева В.В.,
рассмотрев 02.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.07.2004 по делу N А05-5347/04-22 (судья Хромцов В.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Ошлапецкой муниципальной основной общеобразовательной школы (далее - общеобразовательная школа) 400 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 08.07.2004 с заявленные требования удовлетворены в сумме 10 руб. штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года, в остальной части отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 08.07.2004 и удовлетворить заявленные требования полностью, указывая на неправильное применение судом норм материального права. Налоговый орган считает ошибочным вывод суда о том, что освобождение налогоплательщика от обязанности уплачивать сборы на нужды образовательных учреждений, на содержание муниципальной милиции и на уборку территорий населенных пунктов исключает общеобразовательную школу из числа плательщиков этих сборов. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик вправе воспользоваться предоставленной ему налоговой льготой по освобождению от уплаты указанных сборов, однако при этом, являясь плательщиком указанных сборов, он обязан представлять в налоговый орган соответствующие налоговые декларации. Дело рассмотрено без участия представителей сторон, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общеобразовательная школа 30.10.2003 представила в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года по сроку представления такой декларации 28.10.2003, а 27.11.2003 декларации по сбору на нужды образовательных учреждений, целевому сбору на содержание муниципальной милиции, сбору на уборку территорий населенных пунктов за третий квартал 2003 года по сроку представления 30.10.2003.
Письмом от 01.04.2004 N 02-10/870 ДСП налоговая инспекция сообщила налогоплательщику о возбуждении в отношении него производства о налоговом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ и предложила явиться для рассмотрения материалов проверки, Возражения налогоплательщиком представлены не были.
Решением налогового органа от 20.04.2004 N 02-10/1036 ДСП за несвоевременное представление деклараций по сбору на нужды образовательных учреждений, целевому сбору на содержание муниципальной милиции, сбору на уборку территорий населенных пунктов, налогу на прибыль за третий квартал 2003 года налогоплательщик привлечен к ответственности в виде взыскания 400 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ.
Поскольку требование налогового органа от 20.04.2004 N 60 об уплате налоговой санкции в срок до 29.04.2004 добровольно исполнено не было, налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в части взыскании штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций по сбору на нужды образовательных учреждений, целевому сбору на содержание муниципальной милиции, сбору на уборку территорий населенных пунктов за третий квартал 2003 года, суд первой инстанции указал на отсутствие у общеобразовательной школы обязанности представлять соответствующие декларации, поскольку она не является плательщиком указанных сборов.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.
В соответствии с пунктами 2 Положения о порядке исчисления и уплаты сбора за уборку территорий населенных пунктов, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования "Ленский район" от 29.11.2002 N 49, Положения о порядке исчисления и уплаты целевого сбора с граждан и предприятий, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования "Ленский район" от 29.11.2002 N 48 (далее Положения N 48 и N 49), плательщиками сборов являются юридические лица, предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также совместные предприятия, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, находящиеся и осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования "Ленский район".
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 19.02.2003 N 87-12-ОЗ" следует читать "от 19.02.2002 N 87-12-ОЗ"
Согласно статье 1 Областного закона "О сборе с юридических лиц на нужды образовательных учреждений" от 19.02.2003 N 87-12-ОЗ (далее Областной закон N 87-12-ОЗ) плательщиками сбора признаются организации, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на территории Архангельской области, а также организации, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации, и иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Архангельской области через филиалы, представительства и иные обособленные подразделения.
Статьей 5 Областного закона N 87-12-ОЗ и пунктами 8 Положений N 48 и N 49 установлены льготы по уплате сборов для налогоплательщиков, являющихся бюджетными организациями, образовательными учреждениями, муниципальными предприятиями.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 20.10.1999 N 151 Ошлапецкая муниципальная основная общеобразовательная школа, учрежденная Отделом образования муниципального образования "Ленский район", является образовательным учреждением. Следовательно, на нее распространяется вышеназванная льгота.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика, содержащее данные, связанные с исчислением и уплатой налога (сбора), в том числе и сведения о налоговых льготах и представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
Таким образом, поскольку в соответствии с Областным законом N 87-12-ОЗ и Положениями N 48 и N 49 общеобразовательная школа является плательщиком целевого сбора на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, она обязана представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации в сроки, установленные для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.
Поскольку указанные декларации были представлены с нарушением установленного срока, Учреждение правомерно было привлечено налоговым органом к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 300 руб.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает возможным оставить без изменений решение суда в части взыскания с общеобразовательной школы штрафа в размере 10 руб. в связи со снижением его размера на основании статьи 112 НК РФ по следующим обстоятельствам.
Суд первой инстанции, снижая размер взыскиваемого штрафа, учел бюджетный характер финансирования школы, небольшой период просрочки и отсутствие ущерба, причиненного интересам государства, и признал данные обстоятельства смягчающими ответственность.
Кассационная инстанция не находит оснований для переоценки выводов суда.
Таким образом, изменяя мотивировочную часть решения, суд кассационной инстанции оставляет без изменения его резолютивную часть.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного oкруга
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.07.2004 по делу N А05-5347/04-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А.Зубарева |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2004 г. N А05-5347/04-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника