Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 октября 2004 г. N А05-2813/04-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 28.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 17.05.2004 (судья Калашникова В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2813/04-20,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аверс" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 30.12.2003 N 07-24/5982ДСП и требования от 30.12.2003 N 518 об уплате налога.
Решением от 17.05.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, сумма налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченная при приобретении основных средств, можно принять к вычету не ранее налогового периода, в котором их стоимость будет отражена по счету 01 "Основные средства". Общество включило сумму НДС по приобретенным основным средствам в состав налоговых вычетов в 3 квартале 2003 года при отсутствии факта принятия их на учет по этому счету. Общество в ходе проверки не представило акта ввода в эксплуатацию основных средств. Направленный в налоговый орган с сопроводительным письмом от 24.12.2003 к декларации по налогу на имущество, акт ввода основных средств в произвольной форме, не соответствует утвержденной форме ОС-1, поскольку в нем отсутствуют сведения о стоимости объекта основных средств, месте их нахождения, сроке полезного использования, способе начисления амортизации. Сделанные в бухгалтерском учете в октябре 2003 года исправительные проводки с подтверждающими документами не приложены к представленным разногласиям, уточненная декларация по НДС за 3 квартал 2003 года не представлялась.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2003 года, а также уточненную декларацию за указанный период, в отношении которых была проведена камеральная проверка.
В ходе проверки установлено, что основные средства не были введены в эксплуатацию в 3 квартале 2003 года и были учтены по дебету счета 08 "Капитальные вложения". Следовательно, Общество преждевременно предъявило к возмещению сумму НДС, поскольку приобретенное оборудование в результате исправительной проводки в октябре 2003 года было принято к учету на счете 01 "Основные средства".
Рассмотрев материалы проверки, представленные Обществом разногласия, налоговый орган принял решение от 30.12.2003 N 07-24/5982 ДСП, которым Обществу предложено уплатить 16 667 руб. НДС, не уплаченные за 3 квартал 2003 года.
На основании решения налоговый орган выставил требование от 30.12.2003 N 518 об уплате налога.
Общество, не согласившись с указанными решением и требованием налогового органа, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на то, что Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) не устанавливается порядок возмещения сумм налога в зависимости от применяемых в бухгалтерском учете терминов и определений, а также в зависимости от отражения стоимости приобретаемых основных средств на счетах бухгалтерского учета. Основными факторами, определяющими право налогоплательщиков на возмещение НДС по приобретаемым материальным ресурсам, в том числе по основным средствам, являются производственное назначение этих товаров и их оприходование. Оборудование, приобретенное Обществом, принято на учет в сентябре 2003 года на счет 08 "Капитальные вложения", что не оспаривается налоговой инспекцией, следовательно, Общество имеет право на возмещение НДС в 3 квартале 2003 года.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, Общество приобрело у общества с ограниченной ответственностью "Интернациональная промышленная компания "Север" основные средства по счетам-фактурам от 15.09.2003 N 2 на сумму 40 000 руб. включая 6 666 руб. 67 коп. и N 1 на сумму 60 000 руб., включая 10 000 руб. НДС. Оплату за указанные основные средства Общество произвело в полном объеме 15.09.2003. Приобретенные основные были учтены по дебету счета 08 "Капитальные вложения", что послужило основанием для доначисления налоговым органом 16 667 руб. НДС.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, по операциям, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 названной нормы вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически им уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2, 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и фактом наличия соответствующих первичных документов.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, в том числе и критерии отнесения активов в качестве основных средств установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации от 29.07.98 N 34-н, а также Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26-н.
Согласно федеральному закону от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о том, что Общество приобрело право на возмещение сумм НДС в 3 квартале 2003 года, поскольку произвело оплату за приобретенные основные средства и приняло их к учету на счете 08 "Капитальные вложения" в сентябре 2003 года, что не оспаривается налоговым органом. Кроме того, право Общества на возмещение сумм НДС подтверждается представленным Обществом к налоговой декларации по налогу на имущество за 9 месяцев 2003 года актом о вводе основных средств в эксплуатацию с 19.09.2003. Довод налоговой инспекции о несоответствии данного акта унифицированной форме первичной учетной документации N ОС-1 необоснован, поскольку под указанной формой, согласно Постановлению государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств", предусмотрен акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений). Кроме того, налоговая инспекция не представила доказательств отсутствия факта ввода оборудования в эксплуатацию.
Статьями 69-70 НК РФ определен порядок оформления и направления требования об уплате налога.
Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Формальные нарушения требований пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации сами по себе не являются основанием для признания требования недействительным. Требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности у налогоплательщика - отсутствует обязанность по уплате налога или если оно составлено с существенными нарушениями данной нормы права.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда о том, что поскольку налоговая инспекция необоснованно доначислила 16 667 руб. НДС, то оспариваемое требование налогового органа об уплате указанной суммы налога подлежит признанию недействительным.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты соответствуют действующему законодательству, а следовательно, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2813/04-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2004 г. N А05-2813/04-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника