Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 сентября 2001 г. N А05-3948/01-219/19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Петренко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.05.2001 по делу N А05-3948/01-219/19 (судьи Полуянова Н.М., Хромцов В.Н., Ивашевская Л.И.),
установил:
Общественная организация Северодвинская городская организация Всероссийского общества инвалидов (далее - организация, ОО СГО ВОИ) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 16.04.2001 N 34/1151 ДСП о привлечении к налоговой ответственности, доначислении налогов и пеней (с учетом уточнения исковых требований).
Налоговая инспекция предъявила встречный иск о взыскании с организации 34 873 руб. 60 коп. штрафов.
Решением арбитражного суда от 29.05.2001 признаны недействительными пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1 "а" и 2.1 "б" решения налоговой инспекции от 16.04.2001 N 34/1151 ДСП в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 164 380 руб., начисления 43 023 руб. 05 коп. пеней, сбора на право торговли за 1999 год и 9 месяцев 2000 года и соответствующих пеней. В остальной части иска отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение в части признания недействительными пунктов 1.1, 2.1 "б" решения налоговой инспекции о доначислении 164 380 руб. налога на добавленную стоимость и 43 023 руб. 05 коп. пеней и в иске в этой части отказать, а также удовлетворить исковые требования о взыскании штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость. В обоснование жалобы налоговая инспекция ссылается на неправильное применение судом нормы материального права - подпункта "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Общественная организация просила рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя, представитель налоговой инспекции в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 01.10.2000, о чем составлен акт проверки от 20.03.2001 N 34/61 ДСП.
В ходе проверки установлено, что организация в проверяемый период не занималась производством товаров (работ, услуг), а осуществляла розничную торговлю и получала доход от сдачи в субаренду торговых площадей. При этом, по мнению налоговой инспекции, организация неправомерно использовала льготу, установленную подпунктом "ф" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", как общественная организация инвалидов, производящая и реализующая товары (работы, услуги).
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений истца по акту налоговая инспекция по этому эпизоду вынесла решение от 16.04.2001 N 34/1151 ДСП о привлечении организации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налога на добавленную стоимость и пеней за его несвоевременную уплату.
Истцу вручено требование от 16.04.2001 N 34/722 об уплате налогов, пеней и штрафов в срок до 26.04.2001, которое им не исполнено, в связи с чем налоговая инспекция 22.05.2001 предъявила встречный иск о взыскании штрафа.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования организации, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В акте проверки налоговая инспекция указывает на нарушение истцом подпункта "ф" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В соответствии с подпунктом "ф" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги, производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов.
Согласно подпункту "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", на нарушение которой истцом указывает налоговая инспекция в кассационной жалобе, от налога на добавленную стоимость освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50% общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
Из смысла подпунктов "ф" и "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" следует, что данная льгота распространяется на реализованные товары как собственного производства, так и закупленные у третьих лиц.
Вывод суда о правомерном использовании истцом льготы, предусмотренной подпунктом "ф" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", является правильным.
На нарушение истцом других условий предоставления льготы по подпункту "х" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (50% численности работников организации должны составлять инвалиды, уставный капитал организации полностью должен состоять из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов) налоговая инспекция ни в решении о привлечении к налоговой ответственности, ни в кассационной жалобе не указывала.
В соответствии с этой нормой истец также правомерно пользовался льготой по налогу на добавленную стоимость.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.05.2001 по делу N АО5-3948/01-219/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
А.Д. Петренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2001 г. N А05-3948/01-219/19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника