Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 ноября 2001 г. N А05-4967/01-314/16
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Михайловской Е.А., судей Сергеевой И.В., Шпачевой Т.В., при участии от Яренского лесхоза Костина А.А. (доверенность от 09.12.2000 N 88), от ОАО "Верхнелупьинский леспромхоз" Орлова С.В. (доверенность от 22.06.01 N 267),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Яренского лесхоза на решение от 01.08.01 (судья Искусов В.Ф.) и постановление апелляционной инстанции от 10.09.01 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4967/01-314/16,
установил:
Яренский лесхоз (далее - Лесхоз) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Верхнелупьинский леспромхоз" (далее - Верхнелупьинский леспромхоз) о взыскании 480 293 руб. 10 коп. задолженности по арендной плате за период с марта по 15 мая 2001 года по договору аренды участков лесного фонда.
Решением от 01.08.01 в иске Лесхозу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.09.01 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Лесхоз просит решение и постановление апелляционной инстанций отменить, исковые требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что ответчик оплачивал арендную плату исходя из ранее действовавших минимальных ставок лесных податей, в то время как постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 N 127 они были изменены. Кроме того, податель жалобы считает, что суд не применил пункт 26 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 (далее - Положение об аренде участков лесного фонда), в соответствии с которым арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.
В отзыве на кассационную жалобу Верхнелупьинский леспромхоз просил решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Лесхоза поддержал кассационную жалобу, подтвердив изложенные в ней доводы, а представитель Верхнелупьинского леспромхоза возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 103 Лесного кодекса Российской Федерации арендная плата за пользование участками лесного фонда определяется на основе ставок лесных податей. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 104 того же кодекса ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 105 того же кодекса размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
В соответствии с пунктами 24 и 26 Положения об аренде участков лесного фонда размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования и не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.
Как следует из материалов дела, между Лесхозом (арендодатель) и Верхнелупьинским леспромхозом (арендатор) заключен договор от 05.01.99 аренды участков лесного фонда сроком действия до 31.12.2003.
В соответствии с пунктом 5.1 договора аренды (с учетом изменений к договору аренды) арендная плата устанавливается в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, определенных Правительством Российской Федерации, с коэффициентом 2,0 на период действия Архангельского областного закона от 26.03.99 N 118-внеоч.-ОЗ и с коэффициентом 1,7 по окончании срока действия данного закона.
Стороны 12.01.01 подписали протокол согласования арендной платы на 2001 год, которым размер арендной платы был изменен и установлен в соответствии с размером минимальных ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.99 N 867, с коэффициентом 1,2. При этом стороны согласовали конкретные суммы арендной платы в Приложении к протоколу согласования арендной платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" установлен новый размер минимальных ставок платы за древесину, в связи с чем 14.03.01 Яренским лесхозом был составлен проект нового протокола согласования размера арендной платы на 2001 год и направлен в адрес арендатора для согласования. В судебном заседании кассационной инстанции представитель Лесхоза пояснил, что новый расчет арендной платы был составлен истцом исходя из минимальных ставок платы за древесину, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 N 127, и коэффициента 1,7, предусмотренного пунктом 5.1 договора аренды (л.д. 53, 54). Однако данный протокол согласования арендной платы был подписан ответчиком с протоколом разногласий и согласован сторонами не был.
Из материалов дела видно, что разногласия у сторон возникли по поводу величины коэффициента, применяемого к минимальным ставкам платы за древесину (л.д. 55).
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика пояснил, что в спорный период (март, апрель, май 2001 года) он вносил арендную плату исходя из минимальных ставок платы за древесину, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 N 127, и коэффициента 1,3, установленного Законом Архангельской области от 24.01.01 N 3-2-ОЗ "О внесении изменений в областной закон от 26.03.99 N 118-внеоч.-ОЗ "О ставках платы за древесину, отпускаемую на корню, распределении и использовании средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом" (л.д. 119). Данное обстоятельство подтвердил представитель ответчика.
Поскольку арендная плата в период, заявленный в иске, внесена ответчиком исходя из размера, установленного в порядке, предусмотренном действующим законодательством, то в удовлетворении исковых требований Лесхоза следует отказать.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.08.01 и постановление апелляционной инстанции от 10.09.01 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4967/01-314/16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Яренского лесхоза - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 ноября 2001 г. N А05-4967/01-314/16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника