Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 ноября 2004 г. N А56-11471/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга Мишура С.А. (доверенность от 16.08.04 N 13/15456), рассмотрев 03.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение от 26.04.04 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 22.07.04 (судьи Звонарева Ю.Н., Слобожанина В.Б., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11471/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аберон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 05.01.04 N 128, незаконным бездействия инспекции по невозврату налога и обязании инспекции перечислить на расчетный счет общества 647 459 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года.
Решением суда от 26.04.04 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.07.04 решение суда первой инстанции изменено. Заявленные обществом требования удовлетворены в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа об отказе в возмещении и доначислении 647 459 руб. налога на добавленную стоимость и обязании налоговой инспекции возместить указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет заявителя. В удовлетворении требования общества о признании незаконным бездействия инспекции отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, общество не имеет права на возврат налога на добавленную стоимость, уплаченного таможенному органу при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, поскольку по результатам налоговой проверки не подтверждается факт реализации приобретенного заявителем товара. Кроме того, отсутствуют доказательства доставки товара с таможенного терминала покупателю.
Представитель общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года и документов, обосновывающих право на вычет 647 459 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного таможенному органу при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров для последующей перепродажи. Результаты проверки отражены в акте от 15.12.2003 N 128.
В ходе налоговой проверки установлено, что по контракту от 16.01.03 N 01/01, заключенному с фирмой "Dominium Enterprises Ltd", общество приобрело товары народного потребления, при ввозе которых на таможенную территорию Российской Федерации уплатило таможенные платежи, в том числе и налог на добавленную стоимость. Таможенные платежи внесены обществом самостоятельно. Приобретенный товар заявитель впоследствии перепродал ООО "Вилма" на внутреннем рынке, представив в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года и заявление от 09.02.04 (исх. N 12/02) о возврате 647 459 руб. налога на его расчетный счет.
Решением от 05.01.04 N 128 налоговый орган отказал обществу в возмещении указанной суммы налога на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года, доначислив налогоплательщику к уплате 647 459 руб.
Основаниями для принятия такого решения послужили следующие выводы инспекции: на момент составления акта проверки общество не произвело оплату приобретенного товара по импортному контракту; по данным бухгалтерского учета заявителя не отражены операции, связанные с вывозом товара с таможенного терминала и его доставкой покупателю (ООО "Вилма"); у общества отсутствуют товарно-транспортные накладные на перевозку товаров с таможенного склада, на отпуск товара покупателю, следовательно, невозможно установить факт передачи товаров от продавца и факт их получения покупателем. В решении также указано, что расчетные счета общества и ООО "Вилма" открыты в одном и том же банке. В связи с приведенными обстоятельствами налоговая инспекция сделала вывод о том, что общество заключило сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности, а потому не имеет права на возмещение налога, уплаченного таможенным органам при ввозе им портного товара.
Общество не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд правомерно удовлетворил требования общества в части признания недействительным решения налоговой инспекции и обязании ее возвратить спорную сумму налога на счет заявителя по следующим основаниям.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в частности, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, основанием для возмещения уплаченного таможенным органам налога на добавленную стоимость является уплата налогоплательщиком таможенным органам сумм налога на добавленную стоимость при ввозе товаров и принятие на учет этих товаров при наличии соответствующих первичных документов.
В данном случае судом установлено и подтверждается материалами дела, что товар фактически ввезен на таможенную территорию Российской Федерации. Внесение таможенных платежей произведено обществом самостоятельно и полностью за счет собственных средств, что подтверждается платежными поручениями от 17.09.03 N 13, от 29.07.03 N 49, от 30.07.03 N 52 и от 17.09.03 N 12 (листы дела 89-92, том 1) и не оспаривается налоговым органом.
Факт принятия обществом на учет приобретенного товара подтверждается первичными документами: оборотно-сальдовыми ведомостями (листы дела 72-84, том 1), договором купли-продажи N 1/02 (листы дела 93, 94, том 1), товарными накладными (листы дела 96-161, том 1).
Довод налоговой инспекции об отсутствии положительной разницы, подлежащей возмещению, не соответствует материалам дела, поскольку по декларации, представленной обществом налоговому органу и имеющейся в материалах дела, к вычету заявлена именно разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленного по реализованным товарам.
В соответствии с разделом 3 контракта от 16.01.03 N 01/01, заключенного обществом с иностранным поставщиком - фирмой "Dominium Enterprises Ltd", оплата импортного товара производится обществом в течение 360 календарных дней с момента таможенного оформления товара на территории Российской Федерации. Таким образом, судом правильно отклонен довод инспекции об отсутствии оплаты ввезенного товара иностранному продавцу.
Отсутствие у общества доказательств перевозки товара с таможенного терминала покупателю объясняется условиями договора купли-продажи N 1/02 от 10.02.03, заключенного с ООО "Вилма", которые предусматривают самовывоз товара покупателем (дополнительное соглашение N 1 к договору от 10.02.03, лист дела 95). Поскольку юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе самостоятельно определять условия хозяйствования, указанный довод налогового органа не может быть принят во внимание кассационной инстанцией.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции не имелось правовых оснований для отказа в возмещении и доначислении обществу 647 459 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.04 по делу N А56-11471/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 ноября 2004 г. N А56-11471/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника