Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 октября 2004 г. N А13-3447/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей А.В. Асмыковича и Т.В. Клириковой, при участии от общества с ограниченной ответственностью "Афродита плюс" генерального директора Давыдова Ю.Г. (протокол от 30.10.03 N 1-Д) и Боглюкова Т.Н. (доверенность от 01.09.04),
рассмотрев 28.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 13.05.04 (судья Виноградова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 14.07.04 (судьи Потеева А.В., Ковшикова О.С, Чельцова Н.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3447/03-14,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Афродита плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу (далее - Инспекция) от 27.02.04 N 17-15/237-4/9, принятого по результатам выездной проверки соблюдения заявителем налогового законодательства в период с 25.10.01 по 30.09.03.
Решением от 13.05.04 суд удовлетворил заявление со ссылкой на отсутствие у Общества в силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объекта обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса.
Апелляционная инстанция постановлением от 14.07.04 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. Налоговый орган считает, что осуществляемая Обществом деятельность по организации игорного бизнеса подлежит обложению НДС в общем порядке, так как согласно пункту 2 статьи 146, подпункту 8 пункта 3 и пункта 6 статьи 149 НК РФ такие операции являются объектом обложения НДС и освобождаются от налогообложения только при наличии соответствующей лицензии, которая отсутствовала у заявителя в проверяемый период.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители Общества просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 30.01.04 N17-15/237-4 Инспекция провела выездную проверку соблюдения Обществом налогового законодательства в период с 25.10.01 по 30.09.03, в ходе которой выявила неправомерное применение льготы, установленной подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ, поскольку в нарушение пункта 6 этой статьи в период с 25.10.01 по 23.01.03 у налогоплательщика отсутствовала лицензия "на осуществление деятельности по организации и созданию тотализаторов и игорных заведений". Кроме того, налоговый орган установил занижение налоговой базы вследствие неправильного отражения размера выручки от деятельности в сфере игорного бизнеса.
Принятым по результатам проверки решением от 27.02.04 N17-15/237-4/9 Инспекция начислила Обществу 249 063 рубля 83 копейки недоимки по НДС за период с 4-го квартала 2001 года по 1-й квартал 2003 года и 66 877 рублей 47 копеек пеней, а также привлекла его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 49 812 рублей 76 копеек штрафа.
Кассационная инстанция считает, что данное решение налогового органа принято с нарушением норм налогового законодательства и прав Общества.
Из акта проверки и оспариваемого решения следует, что налоговая база для исчисления недоимки по НДС определена Инспекцией исходя из выручки в виде дохода от игорного бизнеса (выручки от деятельности в сфере игорного бизнеса).
Однако, согласно пункту 1 статьи 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений этой статьи.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Как следует из содержания статьи 2 Федерального закона от 31.07.98 N142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", игорный бизнес - это предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.
Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
Таким образом, деятельность предпринимателя в сфере игорного бизнеса не является реализацией товаров (работ, услуг), а полученная от осуществления этой деятельности выручка не подлежит обложению НДС.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 14.07.04 Арбитражного суда Вологодской области по делу NА13-3447/03-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В.Троицкая |
Т.В.Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2004 г. N А13-3447/03-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника