Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 октября 2004 г. N А52/1231/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки Псковской области Козейкиной И.В. (доверенность от 01.07.03 N 02/11287), Марковой Л.Н. (доверенность от 06.09.04 N 02-17/23549), от общества с ограниченной ответственностью "Италформа" Кудрявцевой М.П. (доверенность от 21.10.04 N 5), Вуколовой Л.А. (доверенность от 21.10.04 N 3),
рассмотрев 25.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 11.06.2004 по делу N А52/1231/2004/2 (судья Леднева О.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Италформа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки Псковской области (далее - инспекция) от 09.12.2003 N 10-02/3546 в части доначисления 44 004 руб. налога на прибыль в областной бюджет за 2002 год, 4 859 руб. пени по налогу на прибыль и 8 801 руб. штрафа.
Решением арбитражного суда от 11.06.2004 заявленное обществом требование удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования. Налоговый орган указывает, что заявитель не выполнил основное требование при предоставлении льготы - ведение раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по инвестиционной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства при исчислении, удержании и перечислении налогов и сборов за период с 01.01.2000 по 31.08.2003.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 13.11.2003 N 10-02/875 и вынесено решение от 09.12.2003 N 10-02/3546ДСП о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа, в том числе, по налогу на прибыль в размере 8 801 руб. с предложением уплатить 44 004 руб. налога на прибыль за 2002 год и 4 859 руб. пени.
В ходе проверки налоговый орган установил, что обществом не полностью уплачен налог на прибыль за 2002 год в результате применения льготы в виде снижения ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет в размере 10,5 процентов.
Налоговая инспекция указывает, что в нарушение пунктов 1, 7 статьи 7 Закона Псковской области от 26.07.2001 N 146-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" (далее - Закон) заявителем документально не подтверждено ведение раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по инвестиционному проекту, по причине отсутствия регистров бухгалтерского учета и аналитических регистров налогового учета, подтверждающих раздельный учет. Кроме того, при подаче заявления и иных документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 5 Закона и в соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона, общество не заявило, что отсутствует возможность достоверного определения доли выручки от реализации продукции, приходящейся на деятельность в рамках инвестиционного проекта, и не заверило свое заявление заключением экспертизы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона (в редакции Закона Псковской области от 21.03.2002 N 182-оз) участникам инвестиционных проектов предоставляются налоговые льготы в виде понижения ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в областной бюджет, до 10,5 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона налоговые льготы, а также гарантии сохранения налоговой нагрузки инвесторам и участникам инвестиционных проектов предоставляются в части их деятельности и налогооблагаемой базы, приходящейся на одобренный инвестиционный проект. При этом для исчисления налогооблагаемой базы инвестора и (или) участника инвестиционного проекта, приходящейся на инвестиционный проект, получатели указанной поддержки обязаны вести раздельный учет расходов, доходов и финансовых результатов по одобренному инвестиционному проекту.
Однако ни данный Закон, ни Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", ни глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации не определяют порядок ведения раздельного учета.
Нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, не установлена методика ведения раздельного учета затрат по производству и реализации продукции.
Следовательно, предусмотренная пунктом 1 статьи 7 Закона обязанность налогоплательщика вести раздельный учет затрат производства и реализации товаров по избранной им методике ведения такого учета не противоречит положениям названного Закона. При таких обстоятельствах, данная методика была разработана обществом и закреплена в Приказах от 03.01.2002 N 1 "Об учетной политике на 2002 год" и от 25.02.2002 N 10 "О разделении выполнения работ по печам".
В данном случае суд, оценив представленные сторонами документы, установил, что общество вело раздельный учет расходов, доходов и финансовых результатов по одобренному инвестиционному проекту в 2002 году, что подтверждается соответствующими документами: накладными, сводным реестром за месяц о производстве моллированного стекла, счет-фактурами, реестрами по реализации продукции за текущий месяц, в которых указана необходимая информация.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что особенности технологического процесса производства продукции (моллированного стекла) в организации таковы, что при производстве гнутого стекла невозможно определить прямые затраты, непосредственно приходящиеся на производство моллированного стекла в целом.
Исходя из указанных особенностей, общество вело раздельный учет затрат пропорционально доли выручки от реализации этой продукции в общем объеме выручки, что обеспечивает правильное определение налоговой базы по налогу на прибыль от этой деятельности.
Следовательно, предусмотренное пунктом 1 статьи 7 Закона условие применения льготы по налогу на прибыль заявителем выполнено.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали законные основания для признания неправомерным применения обществом льготы по налогу на прибыль.
Кассационная инстанция учитывает и то обстоятельство, что доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Так как фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, следует признать, что выводы, изложенные в оспариваемом решении налоговой инспекции, не основаны на законе и не подтверждаются материалами дела, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявление общества.
При установленном судом факте ведения Обществом раздельного учета, довод налоговой инспекции о несоставлении реестров не может являться основанием для отказа в применении льготы.
Оснований для отмены принятого по делу решения у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 11.06.2004 по делу N А52/1231/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2004 г. N А52/1231/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника