Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 октября 2004 г. N А05-6726/03-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Тарасюка И.М., Сосниной О.Г.,
рассмотрев 12.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 19.05.2004 (судья Куницына Л.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 (судьи Шашков А.Х., Бекарова Е.И., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6726/03-23,
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице Котласского узла связи - филиала "Артелеком Архангельской области" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Ленский район", Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области, Управлению социальной защиты населения администрации Архангельской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Министерству труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда России) о взыскании 17 015 руб. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам 50-процентной скидки за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой за период с ноября по декабрь 2002 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 19.05.2004 исковые требования удовлетворены частично путем взыскания с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации 14 163 руб. 60 коп. (из заявленной суммы исключен налог на добавленную стоимость). В остальной части иска и в иске к другим ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить обжалуемые судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права.
Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- вина Министерства финансов Российской Федерации отсутствует, так как оно полностью выполнило свои бюджетные обязательства;
- лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму, большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов нет.
Как следует из материалов дела, истцом с ноября по декабрь 2002 года в соответствии со статьей 28 Закона были предоставлены льготы инвалидам по оплате услуг связи в сумме 17 015 руб. (включая НДС).
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В порядке статьи 28 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования этой льготы Законом не определен.
Судом обеих инстанций установлено, что согласно статье 55 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций. По статье 57 этого же Закона Архангельской области на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено выделение субсидий из Фонда компенсаций в сумме 165 939 тыс. руб.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536. В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Указанные денежные средства получены Архангельской областью и в полном объеме перечислены муниципальным образованиям, при этом Отделу социальной защиты населения муниципального образования "Ленский район" перечислено 72 800 руб., который в свою очередь в полном объеме перечислил их предприятиям и организациям, оказывающим льготные услуги, в том числе и истцу.
Однако денежных средств, выделенных из федерального бюджета в 2002 году Архангельской области, оказалось недостаточно.
В силу Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, (действие которых продлено на 2001, 2002, 2003 год), финансирование этих расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России в финансовом году. Как установлено судом первой инстанции, Минтруда России в 2002 году средства федерального бюджета на реализацию льгот по оплате установки квартирного телефона инвалидам и абонентской плате за пользование им в части возмещения расходов операторам связи не выделялись.
Объем оказанных услуг ответчиками не оспаривается и подтверждается имеющимися в материалах дела актами сверки.
Довод подателя жалобы о том, что Минфин свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку им не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере, тогда как доказательства нецелевого использования бюджетных средств Архангельской областью отсутствуют.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-6726/03-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А.Кустов |
И.М.Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2004 г. N А05-6726/03-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника