Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 ноября 2004 г. N А52/587/2004/1
Федеральный-арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Тарасюка И.М., Чертилиной З.А.,
при участии в судебном заседании от Главного финансового управления Псковской области Бабкиной Т.А. (доверенность от 04.02.2004 N 04/143),
рассмотрев 10.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную, жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 10.06.2004 (судья Тимаев Ф.И.) и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2004 (судьи Падучих Н.М., Зотова И.М, Яковлев А.Э.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/587/2004/1,
установил:
Открытое акционерное общество "Псковэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к муниципальному образованию "Псковский район" в лице администрации Псковского района (далее - Администрация) о взыскании 136 096 руб. 41 коп. расходов, понесенных истцом в результате предоставления гражданам в период с августа 2001 по декабрь 2003 года льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента РФ).
Определением от 01.04.2004 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Главное финансовое управление Псковской области (далее - Управление).
Решением от 10.06.2004 истребуемая сумма взыскана с Минфина РФ за счет средств федерального бюджета. В иске к Управлению и к Администрации отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новый судебный акт. По мнению Минфина РФ, финансирование расходов по предоставлению льгот в соответствии с Указом Президента РФ должно производиться из средств местного бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, Минфин РФ указывает на полное выполнение в рассматриваемый период обязательств федерального бюджета перед субъектом Российской Федерации - Псковской областью.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Остальные участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество оказывает услуги по энергоснабжению, в том числе и льготным категориям потребителей.
Факт предоставления Обществом льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспариваются. Возникновение в связи с этим убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "определении от 09.04.2002 N69-О" следует читать "определении от 09.04.2002 N68-О"
В определении от 09.04.2002 N69-О Конституционный Суд Российской Федерации указывает, в частности, на то, что пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и должен истолковываться как обязывающий органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (в редакции от 18.06.99) Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого а пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Согласно пункту 3 Указа Президента РФ Минфину РФ совместна с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.92 N 51 и N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет местных бюджетов.
Вместе с тем вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.
Таким образом, правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных Указом льгот.
Правоотношения, которые возникают между лицами, предоставляющими услуги категориям потребителей, пользующимися льготными тарифами, и производящими выплаты уполномоченными органами, относятся к публичным.
Норма пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исключает возможности реализации льгот и компенсаций, предоставляемых в соответствии с принятыми до введения его в действие правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 85 данного Кодекса обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, причем согласно пункту 2 названной статьи порядок согласования распределения и закрепления таких расходов определяется Правительством Российской Федерации.
Поскольку данный вопрос до настоящего времени в части распределения соответствующих расходов между бюджетами всех уровней не урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным пунктом 1 Указа Президента РФ, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд, обеих инстанций пришел к правильному выводу о том, что указанные расходы должны быть возмещены истцу за счет казны Российской Федерации.
В связи с тем, что. кассационная инстанция не усмотрела из материалов дела каких-либо нарушений судом норм материального и процессуальной права, повлекших за собой принятие неправильных судебных актов, кассационная жалоба не может быть удовлетворена.
Довод Минфина РФ о том, что он свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции поскольку Минфином РФ не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Псковской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере и нецелевого использования бюджетных средств Псковской областью.
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения суда обеих инстанций и не подлежат переоценке судом кассационной инстанцией. Доводам Минфина РФ дана надлежащая оценка судом первой и апелляционной инстанций.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2004 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/587/2004/1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2004 г. N А52/587/2004/1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника