Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 ноября 2002 г. N А26-3409/02-02-07/158
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Ломакина С.А., Шевченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.08.2002 по делу N А26-3409/02-02-07/158 (судьи Зинькуева И.А., Курчакова В.М., Яковлев В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Елма" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 14.05.2002 N 49/06 о доначислении 4 134 руб. единого налога на вмененный доход, начислении 531 руб. пеней за несвоевременную уплату этого налога и привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 827 руб. штрафа.
Решением суда от 13.08.2002 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать обществу в иске, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела. На основании протокола осмотра от 06.03.2002, оформленного в ходе выездной проверки, установлено, что истец использует под хранение товаров помещение площадью 8,6 кв.м, помимо помещений, включенных в договор аренды. Так как арендуемое обществом помещение, по мнению налоговой инспекции, является не магазином, а иным местом стационарной торговли, при расчете единого налога на вмененный доход следует использовать именно общую площадь арендуемого помещения.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Общество осуществляет розничную торговлю промышленными и продовольственными товарами, в связи с чем, а также на основании Закона Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" (далее - Закон Республики Карелия N 384-ЗРК) является плательщиком единого налога на вмененный доход.
Налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения обществом налогового законодательства по единому налогу на вмененный доход за период с момента образования общества по 05.03.2002, результаты которой отражены в акте от 18.04.2002 N 63/06.
В ходе проверки установлен факт хранения товарного запаса, принадлежащего истцу, в помещении площадью 8,6 кв.м. Площадь этого помещения не включена в общую площадь арендуемого истцом помещения. Согласно данным договора аренды и выкопировке плана это нежилое помещение не имеет статуса магазина или павильона. В представленных в налоговую инспекцию расчетах единого налога на вмененный доход за проверяемый период обществом неправомерно занижен размер физического показателя, на основании которого рассчитывается сумма налога.
Рассмотрев материалы проверки и письменные возражения истца, налоговая инспекция приняла решение от 14.05.2002 N 49/06 о доначислении единого налога, пеней и привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату данного налога. Во исполнение решения обществу направлено требование от 21.05.2002 N 153 об уплате недоимки по налогу, пеней и штрафа.
Посчитав выводы налогового органа неправомерными, общество обратилось с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на статьи 18 и 14 Закона Республики Карелия N 384-ЗРК, указал, что арендуемое обществом помещение подпадает под определение понятия "магазин" и не является иным местом стационарной торговли, а следовательно, истец правомерно применял при расчете единого налога на вмененный доход физический показатель "торговая площадь".
Кассационная инстанция считает решение суда правильным и не подлежащим отмене.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации в соответствии с названным федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом N 148-ФЗ предусмотрено, что суммы единого налога рассчитываются с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также с учетом приведенного в пункте 2 статьи 5 Закона перечня 15 повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.
Согласно статье 6 Федерального закона N 148-ФЗ порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с данным федеральным законом и на основе формул расчета сумм единого налога для всех категорий налогоплательщиков, установленных статьей 5 этого закона.
В соответствии со статьей 16 Закона Республики Карелия N 384-ЗРК сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки налога, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.
Как следует из статьи 18 Закона Республики Карелия N 384-ЗРК, документами, подтверждающими размер общей или торговой площади, являются технический паспорт или договор аренды, другие правоустанавливающие документы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что общество при составлении расчетов по единому налогу руководствовалось договором аренды от 12.09.2001 N 1014, в соответствии с которым предметом аренды являлись нежилые помещения общей площадью 44,8 кв.м (в том числе торговая площадь 33,1 кв.м). Общество арендует часть нежилого здания для продажи продовольственных и непродовольственных товаров, имеет помещение для хранения товаров (подсобное помещение) и бытовое помещение.
В соответствии со статьей 14 Закона Республики Карелия N 384-ЗРК магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, административно-бытовыми помещениями, подсобными помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Арендуемое обществом помещение подпадает под это определение.
В указанной статье дано определение понятия "торговая площадь" магазина - это площадь торгового зала магазина, включающая площадь, занятую оборудованием, в том числе предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, контрольно-кассовыми узлами и кассовыми кабинами; площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь для прохода покупателей. В торговую площадь магазина не включаются подсобные, административные, бытовые и технические помещения.
Таким образом, общество при исчислении налога правомерно использовало физический показатель "торговая площадь".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.08.2002 по делу N А26-3409/02-02-07/158 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2002 г. N А26-3409/02-02-07/158
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника