Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 февраля 2001 г. N А52/2214/2000/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммерческая компания "Балис" на решение Арбитражного суда Псковской области от 09.11.2000 по делу N А52/2214/2000/2 (судья Леднева О.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммерческая компания "Балис" (далее - ООО "Балис") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - ИМНС Пскова) об обязании произвести возмещение из бюджета 8967 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту продукции за 4-й квартал 1999 года и 2-й квартал 2000 года.
Решением от 09.11.2000 суд отказал ООО "Балис" в иске со ссылкой на то, что истец не доказал в установленном порядке реальный экспорт своей продукции, поскольку в представленных им грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) и товаросопроводительных документах нет отметки пограничного таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Балис" просит отменить решение суда и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению истца, обжалуемый судебный акт вынесен с нарушением норм материального права: Конституции Российской Федерации, межправительственных соглашений России и Республики Беларусь, а также Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.91 N 1992-1 (далее - Закон "О НДС").
Представители сторон, извещенных в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ООО "Балис", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 31.01.2000 и 01.08.2000 ООО "Балис" обращалось в ИМНС с заявлениями о возмещении из бюджета соответственно 4749 рублей и 4218 рублей НДС на основании представленных в налоговый орган расчетов (налоговых деклараций) по НДС за 4-й квартал 1999 года и 2-й квартал 2000 года. Для подтверждения права на экспортную льготу истец представил в налоговый орган копию заключенного им с немецкой фирмой контракта от 08.07.99 N 525; выписки банка о поступлении на счет экспортера выручки от реализации товара; ГТД N 20254504 и N 20773439 с отметкой "Выпуск разрешен" Псковской таможни, производившей таможенное оформление, и товаросопроводительные документы CMR N 350696 и N 264253 с аналогичной отметкой Псковской таможни.
Поскольку ИМНС оставила указанные заявления без рассмотрения, ООО "Балис" обратилось в суд с требованием обязать налоговый орган возместить из бюджета 8967 рублей НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции.
ИМНС, не оспаривая факт уплаты НДС поставщикам, а также поступление на счет истца выручки от реализации продукции по контракту от 08.07.99 N 525, не признала иск ООО "Балис", указав на отсутствие в представленных им ГТД и товаросопроводительных документах отметок пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ (в данном случае - вывоз товаров в Германию через польско-белорусскую границу). В связи с этим ИМНС считает не доказанным истцом реальный экспорт продукции, что исключает возможность возмещения из бюджета НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпункта "а" пункта 1" следует читать "подпункта "а" пункта 1 статьи 5"
Экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные в силу подпункта "а" пункта 1 Закона "О НДС" освобождаются от налога. Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС при поставке товаров на экспорт предусмотрено пунктом 3 статьи 7 Закона, согласно которому в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Применение названной нормы разъяснено в пунктах 21 и 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.96 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39), изданной на основании статьи 10 Закона "О НДС". Согласно пункту 21 Инструкции возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, использованные при производстве экспортной продукции, производится только при наличии у экспортера перечисленных в пункте 22 названной Инструкции документов, подтверждающих реальный экспорт товаров.
В соответствии с пунктом 22 Инструкции N 39 для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств-участников СНГ товаров экспортер обязан, помимо контракта (его копии) на поставку экспортных товаров и выписки банка о поступлении выручки от реализации этой продукции, предъявить в налоговые органы заверенные ГТД с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. Кроме того, экспортер должен представить копии транспортных или товаросопроводительных, или таможенных, или любых иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств-участников СНГ или таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающих вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ.
Названным пунктом Инструкции N 39 (в редакции изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 4 от 12.03.97) также установлено, что в случае если вывоз товаров в режиме экспорта осуществляется через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых товаров в налоговые органы представляется ГТД с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление.
Правительства Российской Федерации и Республики Беларусь 06.01.95 заключили Соглашение "О Таможенном союзе", ратифицированное Федеральным законом от 04.11.95 N 164-ФЗ. В соответствии с положениями статьи 6 Соглашения Указом Президента РФ от 25.05.95 N 525 и постановлением Правительства РФ от 23.06.95 N 583 отменены таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации и Республики Беларусь, в связи с чем с 15.07.95 приказом Государственного таможенного контроля РФ от 07.07.95 N 443 упразднены пункты пропуска на российско-белорусской границе.
Поскольку таможенный контроль на границе участников Таможенного союза - России и Белоруссии - отменен, для подтверждения вывоза экспортируемого ООО "Балис" в Германию товара за пределы таможенной территории Российской Федерации согласно пункту 22 Инструкции N 39 достаточно представления ГТД с отметкой "Выпуск разрешен" Псковской таможни, производившей таможенное оформление.
Вместе с тем для обоснования льготы по налогообложению экспортируемых товаров в силу названного пункта Инструкции N 39 необходимо также представить документы, подтверждающие вывоз груза за пределы территорий государств-участников СНГ. Такое подтверждение предусмотрено пунктом 8 Положения о порядке контроля за товарами, вывозимыми с территории Таможенного союза (далее - Положение), утвержденного 05.09.95 и 04.08.95 председателями государственных таможенных комитетов Российской Федерации и Республики Беларусь в связи с заключением Соглашения "О Таможенном союзе".
Пунктами 6 и 7 указанного Положения (в редакции постановления Коллегии Таможенного комитета Союза Беларуси и России от 15.06.99) установлено, что пограничный таможенный орган ведет учет вывозимых товаров с указанием сведений о них в специальном журнале и в электронном виде, которые в семидневный срок со дня фактического вывоза товаров за пределы территории Таможенного союза вместе с ГТД пересылаются на Западный таможенный пост Смоленской таможни. Согласно пункту 8 Положения Западный таможенный пост Смоленской таможни в свою очередь в семидневный срок рассылает ГТД в таможни, в регионах деятельности которых производилось таможенное оформление вывозимых товаров, для подтверждения налоговым органам фактического вывоза груза за пределы Таможенного союза, то есть за пределы территорий государств-участников СНГ, в соответствии с пунктом 22 Инструкции N 39.
Следовательно, сведения о вывозе за пределы территорий государств-участников СНГ товаров, экспортируемых ООО "Балис" в Германию, должны находиться в Псковской таможне. Однако суд в ходе судебного разбирательства не истребовал в порядке статьи 54 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) эти сведения, имеющие важное значение для разрешения спора по существу, и в своем решении не дал оценку этому обстоятельству.
Основанный на пункте 5 Положения вывод суда о недоказанности истцом реального экспорта товаров кассационная инстанция считает несостоятельным, поскольку названным пунктом Положения предусмотрено проставление оттиска личной номерной печати должностного лица пограничного таможенного органа, принявшего решение о выпуске товара за границу Таможенного союза, только в документах этого таможенного органа и перевозчика, в данном случае - ЗАО "БелТрансЭкспедиция", что свидетельствует о невозможности представления ООО "Балис" такого доказательства реального экспорта товаров.
При указанных обстоятельствах недостаточно обоснованное решение суда от 09.11.2000 в соответствии с пунктом 3 статьи 175 АПК РФ подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду следует в порядке статьи 54 АПК РФ истребовать сведения Псковской таможни о фактическом вывозе товаров ООО "Балис" по ГТД N 20254504 и N 20773439 за пределы территории Таможенного союза - государств-участников СНГ и только затем с учетом этих сведений принять решение по существу спора.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 09.11.2000 по делу N А52/2214/2000/2 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Троицкая |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2001 г. N А52/2214/2000/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника