Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 марта 1999 г. N А52/3083/98/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Закордонской Е.П., Шевченко А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Пустошкаагропромсервис" Янкевича В.Ю. (генеральный директор),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Пустошкинскому району Псковской области на решение от 15.01.99 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3083/98/2 (судьи Леднева О.А., Манясева Г.И., Разливанова Т.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Пустошкаагропромсервис" обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Пустошкинскому району Псковской области о признании недействительным решения от 15.09.98 без номера о взыскании финансовых санкций за нарушения налогового законодательства.
В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил признать частично недействительным решение от 15.09.98 без номера - пункт 2, пункт 3 в части взыскания налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 1046 рублей, штрафа в полном размере 5 554 рублей и пеней в сумме 348 рублей, пункт 4 в части взыскания налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 416 рублей и штрафа в полном размере - 2976 рублей.
Решением арбитражного суда от 15.01.99 решение ГНИ по Пустошкинскому району от 15.09.98 о взыскании финансовых санкций признано недействительным частично на сумму 198 375 рублей, в том числе пункт 1 - на сумму штрафных санкций 351 рубля, пункт 2 - на сумму налога на добавленную стоимость 80263 рублей, штрафа - 80 283 рублей, пеней - 30 634 рублей, пункт 3 - на сумму штрафа 4 444 рубля, пункт 4 - на сумму штрафа 2 380 рублей. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение арбитражного суда в части признания недействительным решения от 15.09.98 о взыскании финансовых санкций по налогу на добавленную стоимость, указывая на неприменение судом норм материального права - статей 18, 23, 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и ссылаясь на ответ Санкт-Петербургского регионального отделения ФКЦБ России о том, что отчет об итогах выпуска ценных бумаг ОАО "Роса" не зарегистрирован. Проспект эмиссии ценных бумаг отсутствует. При этом ответчик признал, что реализация акций в качестве средства платежа за поставленные товарно-материальные ценности возможна.
Ответчик о времени и месте слушания дела извещен, однако своего представителя в судебное заседание не направил, просит рассмотреть жалобу без участия своего представителя, в связи с чем жалоба рассмотрена его в отсутствие.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверил законность обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела, ответчиком проведена документальная проверка соблюдения истцом налогового законодательства за 4 квартал 1996 года и 1997 год, о чем составлен акт от 28.08.98. В ходе проверки ответчиком выявлены налоговые нарушения. По результатам проверки ответчиком принято решение от 15.09.98 о взыскании финансовых санкций.
В ходе проверки установлено, что истец в течение 1997 года в качестве расчетов за продукцию и услуги использовал принадлежащие ему акции других предприятий. По мнению ответчика, передача акций за поставленный товар не может рассматриваться как операция, связанная с обращением ценных бумаг. Льгота, предусмотренная подпунктом "ж" пункта 12 Инструкции ГНС Российской Федерации от 11.10.95 N 39, заявлена истцом неправомерно. Данное нарушение повлекло занижение налога на добавленную стоимость, в связи с чем к истцу применены финансовые санкции в виде взыскания суммы заниженного налога на добавленную стоимость, штрафа в размере 100% от суммы заниженного налога и пеней за задержку уплаты налога.
Признавая недействительным решение ответчика о применении финансовых санкций, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются операции, связанные с обращением ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других).
Согласно статье 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 N 39-фз под обращением ценных бумаг понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
Истцом представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию выпуска ценных бумаг ОАО "Роса": решение о выпуске ценных бумаг от 27.02.97 N 1, зарегистрированное 17.03.97 финансовым управлением Администрации Псковской области; сообщение финансового управления Псковской области от 17.03.97 N 04-09 о регистрации выпуска акций ОАО "Роса" с присвоением кода государственной регистрации 57-1-359; отчет об итогах выпуска ценных бумаг от 25.03.97. Акции ОАО "Роса" были проданы истцом по договорам от 24.05.97, 23.06.97, 29.07.97, 28.08.97 и 25.09.97. Передача акций фиксировалась в реестре акционеров ОАО "Роса", поскольку акции выпущены в бездокументарной форме.
Суд пришел к выводу, что ответчик в силу статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал, что реализация акций осуществлялась с нарушением установленного порядка.
Доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 Инструкции Минфина Российской Федерации от 03.03.92 N 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации" регистрация ценных бумаг производится в министерствах финансов республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными, городскими (городов Москвы и Санкт-Петербурга) финансовыми отделами по месту нахождения (юридическому адресу) эмитента; в случае, если объем выпуска эмитентом ценных бумаг одного вида (по номиналу) составляет менее 50 000 000 000 рублей, а также при последующих выпусках, при которых общая сумма выпущенных эмитентом ценных бумаг одного вида (по номиналу) составляет менее 50 000 000 000 рублей; в случае регистрации ценных бумаг, выпускаемых в порядке учреждения акционерного общества независимо от суммы эмиссии. Финансовые отделы субъектов Российской Федерации осуществляли государственную регистрацию выпусков ценных бумаг в соответствии с постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17.09.96 N 19 (пункт 2) и 04.03.97 N 11 (пункт 2) вплоть до принятия последним распоряжения от 28.05.97 N 268-р, которым был утвержден Перечень регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации. Следовательно, ссылка на ответ Санкт-Петербургского регионального отделения ФКЦБ является необоснованной, поскольку регистрация была произведена до утверждения Перечня.
Согласно статье 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" при эмиссии ценных бумаг регистрация проспекта эмиссии производится при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 000 минимальных размеров оплаты труда. В данном случае регистрация проспекта эмиссии не производилась, поскольку заранее был известен круг владельцев - только один истец, который являлся учредителем ОАО "Роса" и оплатил 100 % акций данного общества, и общий объем эмиссии не превысил 50 000 минимальных размеров оплаты труда.
Следовательно, ответчик не доказал, что реализация акций осуществлялась с нарушением установленного порядка.
Таким образом, решение суда в обжалуемой части следует признать законным.
В остальной части решение суда также является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.01.99 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3083/98/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 1999 г. N А52/3083/98/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника