Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 сентября 2004 г. N А42-4595/04-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Дмитриева В.В., Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 30.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.04 по делу N А42-4595/04-5 (судья Бубен В.Г.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Зайчиковой Марины Владимировны 200 руб. штрафа, за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу с продаж за август 2003 года на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 31.05.04 суд отказал Инспекции в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению налогового органа, обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога в силу положений статьи 80 НК РФ обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта рассмотрена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной предпринимателем Зайчиковой М.В. налоговой декларации по налогу с продаж за август 2003 года.
По результатам камеральной проверки Инспекция вынесла решение от 09.02.04 N 115/5 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 100 руб. штрафа за нарушение срока представления декларации по налогу с продаж за август 2003 года. Применив положения пункта 2 статьи 112, пункта 4 статьи 114 НК РФ, налоговый орган увеличил сумму штрафных санкций на 100 процентов.
В требовании от 09.02.04 N 115/5 Инспекция предложила Зайчиковой М.В. в пятидневный срок добровольно уплатить штрафные санкции.
Поскольку в установленный срок предприниматель не уплатил штраф, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального права, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Согласно статье 347 НК РФ налог с продаж устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Следовательно, вопросы отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к категории плательщиков данного налога регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 348 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона Мурманской области от 28.12.98 N 121-01-ЗМО "О налоге с продаж" (далее - Закон N 121-01-ЗМО) организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории Мурманской области.
В соответствии со статьей 4 Закона N 121-01-ЗМО налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона N 121-01-ЗМО налогоплательщики ежемесячно представляют налоговым органам по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) декларации не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к плательщикам налога с продаж и размер подлежащего уплате налога, как и обязанность представления декларации ставятся законодателем в зависимость от осуществления ими реализации товаров (работ, услуг) на территории Мурманской области.
Из материалов дела следует, что Зайчикова М.В. не осуществляла в августе 2003 года реализацию товаров (работ, услуг) на территории Мурманской области. Данное обстоятельство подтверждается декларацией по налогу с продаж за этот период, из которой следует, что у предпринимателя в августе 2003 года отсутствует объект обложения налогом с продаж - стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет на территории Мурманской области.
Следовательно, исходя из положений пункта 2 статьи 348 НК РФ, Зайчикова М.В. не являлась плательщиком налога с продаж в августе 2003 года, и в ее обязанность не входило представление в налоговый орган декларации по данному налогу.
Доказательств осуществления Зайчиковой М.В. в обжалуемом периоде деятельности, связанной с реализацией товаров (работ, услуг) на территории Мурманской области, Инспекция не представила. Кроме того, из материалов дела следует, что данные обстоятельства не проверялись налоговым органом при вынесении решения о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности.
На основании изложенного кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что у налогового органа не имелось правовых оснований для привлечения индивидуального предпринимателя Зайчиковой М.В. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.05.04 по делу N А42-4595/04-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Малышева |
Л.И.Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 сентября 2004 г. N А42-4595/04-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника