Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 октября 2004 г. N А13-6114/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологдаэнерго" Сысолятиной Л.А. (доверенность от 31.12.2003),
рассмотрев 26.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 06.07.2004 (судья Митрофанов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 18.08.2004 (судьи Ваулина Т.Н., Курпанов Н.Ю., Романов Н.Ю.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-6114/04-13,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдаэнерго" (далее - ОАО "Вологдаэнерго") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин), управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области о взыскании 16 867 руб. 13 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления с марта по декабрь 2003 года льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, проживающим на территории Харовского муниципального района Вологодской области, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ).
Решением от 06.07.2004 исковые требования ОАО "Вологдаэнерго" удовлетворены полностью путем взыскания с Минфина за счет казны Российской Федерации 16 867 руб. 13 коп. В отношении управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.08.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин просит рассмотреть ее в отсутствие своего представителя, отменить обжалуемые судебные акты как принятые с нарушением норм материального права, в иске к Минфину отказать. По мнению подателя жалобы, администрация Вологодской области, предоставив льготу многодетным семьям постановлением от 01.07.1992 N 325, приняла на себя обязательства по финансированию расходов, возникших вследствии предоставления льгот, за счет средств бюджета Вологодской области.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Вологдаэнерго" считает доводы Минфина необоснованными и просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с марта по декабрь 2003 года ОАО "Вологдаэнерго" в соответствии с Указом при взимании платы за электроэнергию учитывало 30-процентную льготу, предусмотренную для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Харовского муниципального района Вологодской области. С учетом названных обстоятельств у истца возникли расходы в размере 16 867 руб. 13 коп.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Согласно пункту 3 Указа Минфину совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма от 29.06.1992 Минфина (N 51) и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации (N 1-2359-18) "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет средств местных бюджетов. Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 он признан недействующим.
Кассационная инстанция согласна с выводом суда о взыскании расходов истца, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям, за счет казны Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что администрация Вологодской области обязана возмещать расходы истца, поскольку приняла постановление от 01.07.1992 N 325 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", кассационной инстанцией не принимается. По смыслу статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и статьи 9 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" раздел полномочий Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение.
Решение о предоставлении спорной льготы принято на федеральном уровне Указом.
Более того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Также не принимается довод подателя жалобы о том, что органы местного самоуправления обязаны компенсировать убытки истца за счет местных бюджетов. Согласно пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", а также пункту 5 статьи 4, статье 38 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на местные органы местного самоуправления может быть возложена ответственность за неисполнение федеральных законов только в том случае, если одновременно с наделением полномочий Российской Федерацией им переданы материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.
Материалами дела не подтверждено, что Вологодской области и Харовскому муниципальному району Вологодской области передавались денежные средства из федерального бюджета на финансирование реализации Указа.
В законах о федеральных бюджетах на 2003 год денежные средства на компенсацию рассматриваемых расходов не планировались.
Довод подателя жалобы о том, что до вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 подлежал применению пункт 2 названного выше совместного письма Минфина и Министерства социальной защиты Российской Федерации от 29.06.1992, является несостоятельным. Как правильно указал суд первой инстанции, он противоречил федеральным законам и нарушал права местного самоуправления, поэтому не подлежал применению.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.08.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-6114/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2004 г. N А13-6114/04-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника