Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 ноября 2004 г. N А21-3381/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 01.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.06.2004 по делу N А21-3381/04-С1 (судья Карамышева Л.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Anixa" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (далее - инспекция) от 05.05.2004.
Решением суда от 24.06.2004 требование заявителя удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом налоговый орган указывает на нарушение судом норм материального права.
Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество платежными поручениями от 16.04.2003 N 301, от 17.07.2003 N 32 и от 22.07.2003 N 33 перечислило денежные средства в сумме 20 526 руб. в счет уплаты минимального единого налога за 1 и 2 кварталы 2003 года.
Инспекция, проверив в камеральном порядке первоначальную налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением обществом упрощенной системы налогообложения за 2003 год, направила обществу уведомление от 09.04.2004 N 2.14/4073 о доплате 36 448 рублей минимального налога.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в нарушение пункта 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации, общество не уплатило минимальный единый налог с совокупного дохода в размере 36 448 руб., так как по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за 2003 год сумма минимального единого налога составила 56 974 руб., в то время как фактически исчисленная организацией сумма минимального единого налога составил 20 526 руб.
Общество 20.04.2004 обратилось в налоговый орган с уточненной налоговой декларацией и заявлением о зачете 32 783 руб. минимального налога по коду 1030120, указав, что платежными поручениями от 15.10.2003 N 72 и от 19.01.2004 N 9 им перечислены 36 448 руб. в счет уплаты единого налога за 3 и 4 кварталы 2003 года, однако при заполнении платежных поручений неверно указан код бюджетной классификации - 1030110, вместо 1030120.
По результатам камеральной проверки инспекция 05.05.2004 вынесла решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 7 298 руб. 60 коп. штрафа с предложением уплатить в сроки установленные в требовании 36 448 руб. единого налога и 492 руб. 05 коп. пени по единому налогу.
Общество, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации применяет в качестве объекта налогообложения доходы организации, уменьшенные на величину расходов.
Пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
По смыслу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации уплатой налога считается уплата его в соответствующий бюджет.
В соответствии с письмом Минфина России от 26 августа 2002 года N 03-07-28/63 органы федерального казначейства осуществляют распределение в бюджеты разного уровня бюджетной системы Российской Федерации регулирующих доходов по тем кодам бюджетной классификации, которые указал налогоплательщик.
В соответствии Приказом Минфина России от 11.12.2002 N 127н, коды бюджетной классификации введены в действие Приказом Минфина России от 20 марта 2003 года N 26н.
Согласно Приказу Минфина России от 11.12.2002 N 127н, код бюджетной классификации 1030110 соответствует единому налогу, распределяемому по уровням бюджетной системы Российской Федерации, а код 1030120 соответствует единому минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, сумма 36 448 рублей уплачена Обществом не в тот бюджет, следовательно, на момент проведения проверки налог указанная сумма в бюджеты государственных внебюджетных фондов не поступила.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Пунктом 5 этой же статьи предусмотрено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Поскольку в данном случае переплата налога произошла не в тот же бюджет, в котором образовалась недоимка, то оснований для зачета в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у налоговой инспекции не было.
Согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Из пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Из изложенного следует, что Общество узнало об обнаружении налоговым органом факта неполной уплаты налога ранее, нежели предъявило уточненную налоговую декларацию.
Следовательно, предусмотренных пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для освобождения Общества от налоговой ответственности нет.
Выводы суда о том, что Обществом фактически суммы налога были перечислены, но по ошибке не на тот код бюджетной классификации, могут служить основанием для установления наличия обстоятельств, смягчающих ответственность, и уменьшения штрафных санкций в соответствии со статьями 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако такой вывод можно сделать только при рассмотрении заявления налоговой инспекции о взыскании штрафа.
В рамках рассматриваемого заявления о признании недействительным решения налоговой инспекции, при установленных судом обстоятельствах оснований для признания решения налоговой инспекции недействительным нет.
Таким образом, решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.06.2004 по делу N А21-3381/04-С1 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Anixa" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Anixa" 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
Н.А.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2004 г. N А21-3381/04-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника