Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 октября 2004 г. N А52/1510/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Псковской области Солдатовой Э.О. (доверенность от 02.04.04 N 1737), от общества с ограниченной ответственностью "Реванш" Алексеевой Н.В. (доверенность от 05.04.04), генерального директора Романовой А.Р. (выписка из приказа от 10.09.98 N 1/17),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 28.06.04 по делу N А52/1510/2004/2 (судья Героева Н.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Реванш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Псковской области (далее - налоговая инспекция) от 28.10.03 N 05-23/2196ДСП.
Решением суда от 28.06.04 заявленные требования удовлетворены полностью: решение налоговой инспекции признано недействительным в части подпункта 2.1Б пункта 2: налог на прибыль на 39 644 рубля, единый социальный налог на 142 409 рублей 97 копеек, налог на пользователей автомобильных дорог - на 69 900 рублей, налог с владельцев транспортных средств - на 1 418 рублей, налог на приобретение автотранспортных средств - 18 000 рублей; по подпункту 2.1В пункта 2: пени по налогу на прибыль - на 16 625 рубля 67 копеек, пени по единому социальному налогу - на 18 613 рубля 83 копеек, пени по налогу на пользователей автомобильных дорог - 28 235 рубля 04 копейки, пени по налогу с владельцев транспортных средств - 720 рублей 64 копейки, пени по налогу на приобретение автотранспортных средств - 13 500 рублей.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Общества просили оставить решение суда без изменения.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Обществом, о чем составлен акт от 02.10.03 N 05-22/2020ДСП. По результатам проверки вынесено решение от 28.10.03 N 05-23/2196ДСП о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов и пеней.
В ходе проверки налоговая установлено, что Общество в проверяемом периоде применяло льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пунктом 3 статьи 5, пунктом 4 статьи 6 и пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется ставка единого социального налога в размере 35,6%, тогда как для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется ставка единого социального налога в размере 26,1%.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 5, пункту 4 статьи 6 и пункту 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов.
По мнению налоговой инспекции, в силу названной нормы Закона и ОК 005-93 данной льготой пользуются только рыболовецкие артели (колхозы), зарегистрированные как сельскохозяйственные производственные кооперативы (рыболовные артели), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции которых составляет 70% общего объема производимой продукции. Поскольку Общество не относится к рыболовецким артелям (колхозам), налоговая инспекция считает, что производимый им вылов рыбы не относится к производству сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Судом первой инстанции сделан законный и обоснованный вывод о том, что к сельскохозяйственным товаропроизводителям в рыбной отрасли относятся не только артели и колхозы, но и государственные и муниципальные предприятия и учреждения, а также предприятия и организации иных организационно-правовых форм, производство рыбной продукции и вылов рыбы в стоимостном выражении у которых превышает 70% общего объема производимой продукции.
В данном случае суд в ходе судебного разбирательства установил и налоговая инспекция не оспаривает, что Общество в проверяемый период осуществляло вылов и реализацию рыбы, то есть сельскохозяйственной продукции, а его доходы от реализации этой продукции составляют более 70% от общего объема доходов.
Кассационная инстанция отклоняет и ссылку налогового органа на то, что налогоплательщик неправомерно применил спорную льготу, поскольку выловленная им рыба не является сельскохозяйственной продукцией.
Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено самим Кодексом.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Статьей" следует читать "Статьей 1"
Статьей Федерального закона от 14.07.97 "О государственном регулировании агропромышленного комплекса", согласно которой рыба и морепродукты относятся к сельскохозяйственной продукции, что соответствует и коду 98 9934 "Вылов рыбы и других водных ресурсов" Общероссийского классификатора продукции.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что вылов рыбы составляет 99% процентов от общего объема производимой Обществом продукции, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерном использовании Обществом указанных льгот.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28.06.04 по делу N А52/1510/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2004 г. N А52/1510/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника