Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 ноября 2004 г. N А56-9657/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтикстар" Гриньковой С.А. (доверенность от 21.10.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга Макарова Л.А. (доверенность от 06.04.2004 N 19/13402),
рассмотрев 09.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение от 17.05.2004 (судья Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 04.08.2004 (судьи Цурбина С.И., Градусов А.Е., Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9657/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтикстар" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 22.12.2003 N 03-08-753 об отказе в возмещении из бюджета 2 242 162 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года по экспортным операциям и обязании налоговой инспекции возместить сумму налога и 102 890 руб. процентов, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), путем возврата на расчетный счет Общества (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 17.05.2004 заявленные Общества требования удовлетворены полностью.
Постановление апелляционной инстанции от 04.08.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по данному делу новое решение. По мнению подателя жалобы, Общество не подтвердило в установленном порядке право на возмещение 2 242 162 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику товаров, отгруженных на экспорт, и операции по реализации которых отражены в декларации по налоговой ставке 0 процентов за август 2003 года. Также налоговый орган считает, что основания для начисления процентов отсутствуют, поскольку в данном случае решение об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость вынесено в пределах установленного статьей 176 НК РФ срока.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 16.04.2003 N 04, заключенного с фирмой "LANGDALE INVESTMENTS LTD" (Сейшельские острова), Общество в августе 2003 года реализовало на экспорт товары (ролики средств транспортирования материалов), в связи с чем 20.09.2003 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за август 2003 года по экспортным операциям. В этой декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 2 242 162 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров, поставленных на экспорт.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
В направленном в налоговый орган письме от 16.12.2003 N 37 Общество просит возместить налог на добавленную стоимость в сумме 2 242 162 руб. за август 2003 года путем возврата на его расчетный счет.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 22.12.2003 N 03-08-753 (мотивированное заключение от 22.12.2003) об отказе заявителю в возмещении из бюджета 2 242 162 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года. По мнению налогового органа, представленными налогоплательщиком документами не подтверждается право Общества на применение льготной налоговой ставки 0 процентов, поскольку не соответствуют требованиям налогового законодательства. Налоговый орган считает, что контрактом от 16.04.2003 N 04 не предусмотрена поставка товара, принадлежащего Обществу, за пределы таможенной территории Российской Федерации, поскольку согласно контракту поставка товара осуществляется на условиях FCA. Следовательно, собственником товара в момент его передачи становится иностранный покупатель, который вправе в дальнейшем распоряжаться им, в том числе помещать его под таможенный режим экспорта. Налоговая инспекция также указала на то, что в нарушение требований подпункта 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счетах-фактурах, представленных Обществом, отсутствуют сведения о грузоотправителе, что является основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.
Кроме того, налоговый орган усмотрел в действиях налогоплательщика наличие "схемы", направленной на неправомерное возмещение им налога на добавленную стоимость из бюджета, поскольку Общество и его поставщики имеют расчетные счета в одном банке и операции проводились в течение одного дня.
Считая решение налогового органа об отказе в возмещении из бюджета 2 242 162 руб. налога на добавленную стоимость согласно декларации за август 2003 года по экспортным операциям незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, требования заявителя удовлетворены.
Кассационная инстанция считает такое решение судов соответствующим нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и материалам дела.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно названной норме возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) при реализации товаров на экспорт, осуществляется путем их зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении принимается налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления декларации и соответствующих документов.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ преведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ). В этот перечень согласно подпунктам 1 - 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ включены следующие документы: контракт (его копия) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Ссылку налогового органа в кассационной жалобе на то, что условиями контракта с иностранным покупателем не предусматривалась поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, кассационная инстанция считает несостоятельной. Поскольку поставка товара на условиях FCA ("Франко-перевозчик") по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" означает, что продавец выполнит свои обязательства по доставке товара после того, как передаст товар в распоряжение перевозчика, назначенного покупателем, в согласованном месте (пункте).
Условия поставки применительно к Инкотермс для установления момента перехода права собственности на товар, в целях применения ставки налогообложения по налогу на добавленную стоимость 0 процентов, значения не имеют, поскольку законодательством в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 и пункте 1 статьи 165 НК РФ установлены иные правила.
Судами установлено и налоговой инспекцией не оспаривается, что Общество в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ представило налоговому органу комплект документов, подтверждающих как факт реализации товаров на экспорт (помещение под таможенный режим экспорта и вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, указанных в экспортном контракте), так и факт поступления валютной выручки.
Согласно статье 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из пунктов 1 и 2 статьи 169, пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Таким образом, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 НК РФ).
Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что в подтверждение приобретения у поставщиков товаров (работ, услуг) Обществом представлены в налоговый орган счета-фактуры, оформление которых соответствует требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Этот вывод судов подтверждается материалами дела и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не считает нарушением порядка оформления счетов-фактур указание в строке "грузоотправитель и его адрес" слов "он же", если грузоотправитель является продавцом товара и данные о нем указаны в соответствующей строке счета-фактуры, что подтверждается Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Ссылки налогового органа на то, что участники экспортной сделки имеют расчетные счета в одном коммерческом банке, а расчеты произведены в течение одного операционного дня, как на доказательства недобросовестности налогоплательщика обоснованно отклонены судами.
По мнению кассационной инстанции, сами по себе названные обстоятельства, в отсутствие иных бесспорных доказательств, не могут являться основанием для признания налогоплательщика недобросовестным. Иные доказательства налоговым органом не представлены.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ налог на добавленную стоимость, уплаченный налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) подлежит возмещению налоговым органом из бюджета не позднее трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по экспортным операциям и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате из бюджета сумм налога не позднее последнего дня трехмесячного срока и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм налога осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
В абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Из содержания этой нормы следует, что начисление процентов не зависит от причин нарушения установленных законодательством сроков возврата налога.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Поскольку Общество в установленном порядке подтвердило право на применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов, представив в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, а также надлежащим образом оформленные счета-фактуры, суд первой инстанции правомерно обязал налоговую инспекцию возвратить заявителю 2 242 162 руб. налога на добавленную стоимость за август 2003 года с процентами, начисленными за несвоевременный возврат указанной суммы налога.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты соответствуют действующему законодательству, а значит, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 04.08.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9657/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 ноября 2004 г. N А56-9657/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника