Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 ноября 2004 г. N А56-11403/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А.,
судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фабрика "Грим СТД РФ" генерального директора Сергеевой В.И. (протокол от 10.12.2003),
рассмотрев 09.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2004 по делу N А56-1140304 (судья Рыбаков С.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фабрика "Грим СТД РФ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 30.01.2004 N 0418000377 в части обязания Общества уплатить 1 323 334 руб. 45 коп. пени.
Решением суда от 28.06.2004 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 28.06.2004, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, суду при принятии решения необходимо было руководствоваться главой 11 приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов" от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, которым не предусмотрено прекращение начисления пеней по причине приостановления операций по счетам.
Жалоба рассмотрена без участия представителей налоговой инспекции, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция приняла постановление от 23.11.2001 N 15 о взыскании налога (сбора) и пени за счет имущества Общества в связи с наличием у налогоплательщика недоимки по налогам в размере 1 456 054 руб. 15 коп., в том числе 254 541 руб. 43 коп. - пени. На основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство от 30.11.2001 N 14194/01 и наложен арест на имущество налогоплательщика согласно акту описи и ареста от 30.11.2001. Имущество находилось под арестом до 25.06.2002.
Для обеспечения погашения задолженности по налогам и пени в сумме 3217441 руб. 56 коп. в соответствии с постановлением налогового органа от 23.05.2002 N 18/8168 на имущество налогоплательщика вновь наложен арест. В соответствии с постановлением налоговой инспекции от 05.06.2002 N 87 о взыскании недоимки в размере 3 348 609 руб. за счет имущества налогоплательщика, возбуждено исполнительное производство от 20.06.2002 N 7156, имущество Общества также арестовано.
Кроме того, на основании решений налоговой инспекции от 07.02.2002 N 114/1 и от 24.01.2003 N 2 в период с 07.05.2002 по 28.06.2002 и с 24.01.2003 по 25.02.2003 были приостановлены операции по счетам Общества в банках.
Требованием от 30.01.2004 N 0418000377 налоговая инспекция предложила Обществу уплатить недоимку по налогам в размере 454094 руб. 53 коп. и 1 577 875 руб. 96 коп. пени
Недоимка по налогам погашена налогоплательщиком в добровольном порядке, что подтверждается справкой от 09.03.2004 N 05/3531 и не оспаривается налоговым органом.
Общество, посчитав неправомерным начисление пеней в период нахождения имущества под арестом (с 30.11.2001 по 28.01.2004), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования налоговой инспекции от 30.01.2004 N 0418000377 в части взыскания 1 323 334 руб. 45 коп. пени.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени не подлежат начислению на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
Судом первой инстанции установлены обстоятельства, связанные с невозможностью погашения задолженности в связи с приостановлением банковских операций по расчетным счетам налогоплательщика в банке и наложенным арестом на имущество по решению налогового органа, наличие которых в силу пункта 3 статьи. 75 НК РФ исключают начисление пени на имеющуюся у налогоплательщика недоимку.
Наложение ареста на денежные средства и имущество Общества налоговой инспекцией не оспаривается.
Доводы налогового органа о том, что им правомерно начислены пени на основании приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов" от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Указанный приказ не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, является внутриведомственным актом, носит разъяснительный характер и не может противоречить положениям НК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что у налогового органа не имелось правовых оснований для начисления пени в период с 30.11.2001 по 28.01.2004, обоснованно признал недействительным требование налогового органа от 30.01.2004 N 0418000377 в части обязания Общества уплатить 1 323 334 руб. 45 коп. пени.
Основания для переоценки и отмены обжалуемого судебного акта у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2004 по делу N А56-1140304 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 ноября 2004 г. N А56-11403/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника