Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 октября 2004 г. N А56-17566/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Дмитриева В.В., Кочеровой Л.И., при участии от открытого акционерного общества "Международная автотранспортная компания" Богданова В.В. (доверенность от 01.06.04 N 58), Иванова М.Ю. (доверенность от 01.06.04 N 59), рассмотрев 30.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Международная автотранспортная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.04 по делу N А56-17566/04 (судья Алешкевич О.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Международная автотранспортная компания" (далее - Общество, ОАО "МАК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта - уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 30.03.04 N 20/9348 и об обязании Инспекции зачесть 752 024 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2002 год в счет предстоящих платежей заявителя по земельному налогу за 2004 год.
Решением от 09.06.04 суд частично удовлетворил требования Общества, признав уведомление Инспекции от 30.03.04 N 20/9348 недействительным в части доначисления ОАО "МАК" 71 212 руб. 47 коп. земельного налога за 2002 год и обязав налоговый орган произвести зачет данной суммы в счет предстоящих платежей заявителя за 2004 год. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 09.06.04 и полностью удовлетворить заявление ОАО "МАК", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих порядок определения ставок земельного налога в 2002 году.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Общество 19.03.04 обратилось в Инспекцию с заявлением N 30 о зачете 752 024 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2002 год в счет предстоящих платежей по этому налогу за 2004 год в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Одновременно с заявлением ОАО "МАК" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год.
По результатам камеральной налоговой проверки представленных налогоплательщиком документов Инспекция направила Обществу уведомление от 30.03.04 N 20/9348, в котором указала на занижение Обществом на 752 025 руб. земельного налога за 2002 год и отсутствие факта излишней уплаты налогоплательщиком налога за данный период, в связи с чем предложила ОАО "МАК" внести соответствующие изменения в бухгалтерскую отчетность и в налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 21.11.01 N 818-109" следует читать "от 13.12.01 N 818-109"
ОАО "МАК" не согласилось с уведомлением Инспекции от 30.03.04 N 20/9348 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. В обоснование своих требований заявитель указал на то, что при расчете земельного налога им ошибочно применялась ставка налога с повышающим коэффициентом "4,8", поскольку в 2002 году следовало применять коэффициент "2,688", введенный Законом Санкт-Петербурга от 21.11.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год".
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Общества, проверив правильность применения судом норм материального права, считает решение от 09.06.04 законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 статьи 21 Закона указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статьей39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Однако Федеральным законом "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий.
Законодательными актами Санкт-Петербурга эти ставки в 1999-2001 годах не менялись.
Статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Законом Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Следовательно, в 2002 году ставкой земельного налога являлась ставка, установленная Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", последовательно умноженная на коэффициенты "2", "1,2" и "2".
Такая позиция следует и из постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Законом... от 05.12.01" следует читать "Законом... от 14.12.01"
Между тем на 2002 год коэффициенты установлены Законом Российской Федерации от 05.12.01 "Об индексации ставок земельного налога", опубликованным 17.12.01, и статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", опубликованного 31.12.01.
Таким образом, суд правомерно указал на то, что в 2002 году коэффициент "4,8" подлежал применению только с 01.02.02, на что указано и в определении Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.03.
Кассационная инстанция считает, что суд, полно и всесторонне исследовав имеющиеся в материалах дела документы, сделал правомерный вывод о том, что сумма излишне уплаченного Обществом в 2002 году земельного налога составила 71 212 руб. 47 коп. Эта сумма и подлежит зачету в счет предстоящих платежей за 2004 год ОАО "МАК" в порядке статьи 78 HК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены решения от 09.06.04 и удовлетворения жалобы Общества.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.04 по делу N А56-17566/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Международная автотранспортная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2004 г. N А56-17566/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника