Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 ноября 2004 г. N А56-14517/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Герасимовой Л.Р. (доверенность от 25.03.2004 N 01/5721), от общества с ограниченной ответственностью "Кад-про" Никитиной Т.В. (доверенность от 29.03.2004),
рассмотрев 11.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 30.04.2004 (судья Блинова Л.В.), и постановление апелляционной инстанции от 11.08.2004 (судьи Фокина Е.А., Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14517/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кад-про" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 19.02.2004 N 56 в части отказа в возмещении из бюджета 2 475 004 руб. 40 коп. налога на добавленную стоимость за октябрь 2003 года по экспортным операциям и обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата на его расчетный счет спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 30.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2004, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом не учтено то обстоятельство, что Общество не является экспортером товара, поскольку представленные налогоплательщиком контракты, заключенные с иностранными юридическими лицами на условиях поставки FCA Санкт-Петербург и FAS Санкт-Петербург, по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" не предусматривает поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, представленные экспортные контракты не соответствуют положениям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение контрактов от 09.06.2003 N 1, от 01.09.2003 N 1, заключенных с фирмой "NICOLA LLC" (США), и контракта от 04.04.2003 N 1, заключенного с фирмой "CONVENT BUSINESS INTERNATIONAL s.r.o." (Чехия), Общество в октябре 2003 года реализовало на экспорт товары (пиломатериалы, изоляторы и металлические платформы), в связи с чем 20.11.2003 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2003 года по экспортным операциям с предусмотренными пунктом 1 статьи 165 НК РФ документами. В этой декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 3 637 938 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров, отправленных на экспорт.
В направленном в налоговый орган заявлении, поступившем в налоговую инспекцию 17.02.2004, Общество просило возвратить на его расчетный счет 3 637 938 руб. налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из бюджета по декларации за октябрь 2003 года.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных декларации и документов, в ходе которой налоговый орган установил, что в нарушение пункта 1 статьи 164 НК РФ Общество неправомерно применило налоговую ставку 0 процентов в отношении экспорта товаров в октябре 2003 года.
По результатам рассмотрения акта проверки от 03.02.2004 N 14/314 налоговая инспекция приняла решение от 19.02.2004 N 56 (мотивированное заключение от 19.02.2004) об отказе в возмещении из бюджета 3 637 938 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за октябрь 2003 года по налоговой ставке 0 процентов. Отказ налогового органа мотивирован отсутствием у Общества права на применение льготной налоговой ставки 0 процентов, установленной для экспортеров. По мнению налоговой инспекции, поскольку контрактами от 09.06.2003 N 1, от 01.09.2003 N 1 и от 04.04.2003 N 1 предусмотрена поставка товаров на экспорт на условиях FCA Санкт-Петербург при перевозке автомобильным транспортом и FAS Санкт-Петербург при перевозке морским транспортом и место перехода права собственности на товары покупателям в контрактах не оговорено, то согласно статьям 223 и 224 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи. То есть иностранные покупатели становятся собственниками товара в момент его передачи на территории Российской Федерации, и именно покупатель вправе в дальнейшем распоряжаться приобретенным товаром, в том числе помещать под таможенный режим экспорта.
Считая отказ налогового органа в возмещении спорной суммы налога на добавленную стоимость по декларации за октябрь 2003 года незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требования Общества, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно названной норме возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) при реализации товаров на экспорт, осуществляется путем их зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении принимается налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления вышеуказанной декларации с соответствующими документами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
Пункт 1 статьи 165 НК РФ содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ). В этот перечень согласно подпунктам 1-4 пункта 1 статьи 165 НК РФ включены следующие документы: контракт (его копия) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Общество вместе с декларацией по ставке 0 процентов за октябрь 2003 года представило комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Факты экспорта товара, поступления выручки от иностранных лиц-покупателей товара на счет экспортера и уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам товара установлены судами обеих инстанций, подтверждены материалами дела и налоговым органом не оспариваются.
Ссылку налогового органа на то, что согласно условиям контракта с иностранными покупателями не предусматривалась поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, кассационная инстанция считает несостоятельной. Поставка товара на условиях FAS ("Свободно вдоль борта судна") по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном пункте отгрузки. Поставка товара на условиях FCA ("Франко-перевозчик") по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" означает только то, что продавец выполнит свои обязательства по доставке товара после того, как передаст товар, прошедший таможенную очистку при экспортировании, в распоряжение перевозчика, назначенного покупателем, в согласованном месте или пункте.
Условия поставки применительно к Инкотермс для установления момента перехода права собственности на товар, для целей применения ставки налогообложения по налогу на добавленную стоимость 0 процентов, значения не имеют, поскольку налоговым законодательством в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 и пункте 1 статьи 165 НК РФ установлены иные правила.
Факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации за границу реализованного Обществом товара иностранным покупателям без обязательств об обратном ввозе установлен судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела.
При этом Инкотермс регулирует момент перехода рисков утраты и повреждения имущества, объем и момент исполнения сторонами договора своих обязательств по поставке товара, а не момент перехода права собственности на передаваемую вещь. Право применения налоговой ставки 0 процентов поставлено в зависимость от фактического осуществления экспорта товара и не связано с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным решение налоговой инспекции от 19.02.2004 N 56 в части отказа в возмещении из бюджета 2 475 004 руб. 40 коп. налога на добавленную стоимость за октябрь 2003 года и обязали налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата спорной суммы налога на его расчетный счет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 11.08.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14517/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2004 г. N А56-14517/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника