Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 ноября 2004 г. N А56-5663/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Ветошкиной О.В. и Хохлова Д.В.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "ГОЗ Обуховский завод" - Кочетогьевой Н.В. (доверенность от доверенность от 09.08.04 N 87/131) и Инспекции по Невскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Богруновой В.И. (доверенность от 09.06.04 N 16/11125),
рассмотрев 02.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ГОЗ Обуховский завод" на решение от 23.04.04 (судья Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 06.08.04 (судьи Градусов А.Е., Бойко А.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5663/04,
установил:
Открытое акционерное общество "ГОЗ Обуховский завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции по Невскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 06.01.04 N 20/33 и требования от 06.01.04 N 0420005090 об уплате 3 517 629 руб. 92 коп. единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет и 154 704 руб. 48 коп. пеней.
Решением суда от 23.04.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.08.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что к вычету из единого социального налога предъявляются суммы начисленные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель налоговой инспекции просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уплаты обществом единого социального налога (далее - ЕСН) за девять месяцев 2003 года. По результатам проверки составлен акт от 29.12.03 N 20/33 и вынесено решение от 06.01.04 N 20/33, которым заявителю доначислено 3 517 629 руб. 92 коп. ЕСН, а также 156 604 руб. пеней. По мнению налоговой . инспекции, налогоплательщик в указанном периоде неправомерно применил налоговый вычет в сумме, превышающей сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, в результате чего сумма единого социального налога, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, занижена на 3 517 629 руб. 92 коп. Налоговый орган считает, что заявителем нарушены требования пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании указанного решения налоговый орган направил обществу требование от 06.01.04 N 0420005090 об уплате доначисленного ЕСН со сроком исполнения - до 11.01.04.
Считая, что решение налоговой инспекции от 06.01.04 N 20/33 и требование от 06.01.04 N 0420005090 не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации, общество оспорило их в арбитражном суде. При этом общество признает, что допустило просрочку уплаты ЕСН на один день (лист дела 4).
Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации также указано, что "в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу".
Кассационная коллегия считает, что законодатель связывает право на применение вычета по ЕСН с фактической уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ. Согласно названной норме сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за девять месяцев 2003 года были уплачены обществом 17.10.03 платежными поручениями N 2401 и 2402 (листы дела 18-19). Согласно пункту 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится страхователем ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. То есть общество уплатило страховые взносы в рассматриваемом периоде с нарушением установленного срока.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что налоговая инспекция правомерно указала налогоплательщику на неправильное применение налоговых вычетов по единому социальному налогу.
Вместе с тем суд, отказывая в удовлетворении требований заявителя, не учел, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 3 517 629 руб. 92 коп. были уплачены обществом по платежным поручениям от 17.10.03. Оспариваемые по данному делу решение и требование налогового органа вынесены 06.01.04. То есть на дату принятия налоговой инспекцией оспариваемых актов у налогоплательщика отсутствовала недоимка за третий квартал 2003 года как по ЕСН, так и по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кассационная инстанция также считает завышенным размер доначисленных налогоплательщику пеней. В решении налоговой инспекции указано, что пени начислены за 84 дня (лист дела 16).
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно пункту 3 статьи 243 названного Кодекса если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
В силу положений статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу за третий квартал 2003 года наступает 14.10.03. Дата уплаты обществом предъявляемых к вычету страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должна быть определена с учетом приведенных выше положений пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ (с даты зачисления денежных средств на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации). Таким образом, период, в котором у общества имелось занижение суммы налога (недоимка), не может составлять 84 дня, как указано в решении налогового органа от 06.01.04 N 20/33. Пени могут быть начислены налогоплательщику с 15.10.03 по дату зачисления на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов, уплаченных платежными поручениями N 2401 и 2402.
Кассационная коллегия также учитывает нормы пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. То есть законодатель связывает применение налогового вычета с определенным периодом. Иными словами, в случае несвоевременной уплаты налогоплательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, этот налогоплательщик после фактической уплаты страховых взносов может внести изменения в ранее поданную налоговую декларацию по ECH и применить налоговый вычет за тот отчетный (налоговый) период, к которому относятся страховые взносы. При этом за просрочку уплаты страховых взносов начисляются пени.
В данном случае налогоплательщик не только несвоевременно уплатил страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, но и неправомерно применил вычет по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, поэтому ему должны быть начислены пени как по страховым взносам, так и по ЕСН.
На основании изложенного оспариваемые решение от 06.01.04 N 20/33 и требование от 06.01.04 N 0420005090 налоговой инспекции о взыскании с общества 3 517 629 руб. 92 коп. недоимки по ЕСН, а также 154 704 руб. 48 коп. пеней подлежат признанию незаконными и отмене как не соответствующие положениям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с отменой судебных актов, принятых по настоящему делу, и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации открытому акционерному обществу "ГОЗ Обуховский завод" из федерального бюджета должна быть возвращена государственная пошлина: 1 000 руб., уплаченных платежным поручением от 16.01.04 N 44 при подаче заявления в арбитражный суд, (лист дела 11); 500 руб., уплаченных платежным поручением от 19.05.04 N 1387 при подаче апелляционной жалобы (лист дела 75) и 500 руб., уплаченных платежным поручением от 27.08.04 N 3514 при подаче кассационной жалобы (лист дела 98). Всего подлежат возврату 2 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5663/04 отменить.
Признать недействительными решение от 06.01.04 N 20/33 и требование от 06.01.04 N 0420005090, вынесенные Инспекцией по Невскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, как противоречащие статьям 69, 75, пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
Возвратить открытому акционерному обществу "ГОЗ Обуховский завод" из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 ноября 2004 г. N А56-5663/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника