Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 ноября 2004 г. N А52/2875/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., при участии от закрытого акционерного общества "Промпереработка" Рогозянского С.В. (доверенность от 05.01.2004 N 1), Мошковой А.Г. (доверенность от 05.01.2004 N 2),
рассмотрев 15.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову на решение Арбитражного суда Псковской области от 19.07.2004 по делу N А52/2875/2004/2 (судья Леднева О.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Промпереработка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о начислении процентов, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость по декларации за июль 2002 года по экспортным операциям.
Решением суда от 19.07.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Налоговая инспекция о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 20.08.2002 представило в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и декларацию по налоговой ставке 0 процентов за июль 2002 года, в которой к возмещению из бюджета заявило 3 801 574 руб. налога на добавленную стоимость.
В направленном в налоговую инспекцию письме от 04.09.2002 N 95 Общество просило возместить из бюджета указанную сумму налога на добавленную стоимость за июль 2002 года путем возврата на его расчетный счет.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленной Обществом декларации и документов, по результатам которой принял решение от 18.11.2002 N 06-13/3246 об отказе в возмещении 3 801 574 руб. налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за июль 2002 года. Отказ налоговая инспекция мотивировала несоответствием представленных документов, подтверждающих право Общества на применение налоговой ставки 0 процентов, пункту 1 статьи 165 НК РФ.
Общество, считая указанное решение налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 22.01.2003 и постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2003, оставленными без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.07.2003 по делу N А52/3634/2002/2, требования Общества удовлетворены полностью, решение налоговой инспекции от 18.11.2002 N 06-13/3246 признано недействительным, как принятое с нарушением главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждая законность принятого судом решения, кассационная инстанция исходила из того, что Обществом выполнены все требования, предусмотренные статьей 165, пунктом 1 статьи 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Во исполнение решения суда платежными поручениями от 25.05.2003 N 946 и от 04.06.2003 N 279 Обществу из федерального бюджета возвращено 3 801 574 руб. налога на добавленную стоимость без процентов.
Поскольку начисление процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, налоговым органом не произведено, Общество обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2004 требования Общества удовлетворены, суд обязал налоговую инспекцию в срок до 19.08.2004 принять решение о выплате Обществу процентов в сумме 343 685 руб. 05 коп.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ налог на добавленную стоимость, уплаченный налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 НК РФ), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ) подлежит возмещению налоговым органом из бюджета не позднее трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по экспортным операциям и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
В абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Из содержания этой нормы следует, что начисление процентов не зависит от причин нарушения установленных cpoков возврата налога.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Общество в установленном порядке подтвердило право на применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов, представив в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, а налоговый орган незаконно отказал налогоплательщику в возмещении из бюджета 3 801 574 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) путем возврата этой суммы на расчетный счет Общества, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда от 22.01.2003 по делу N А52/3634/2002/2.
Признание судом недействительным решения налоговой инспекции об отказе налогоплательщику в возмещении налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Системное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о том, что в пункте 3 статьи 176 НК РФ речь идет только о законном и обоснованном решении налогового органа. Если вынесенное налоговой инспекцией решение признано судом недействительным, это означает, что налоговым органом в установленный срок не принято решение, которое подлежало принятию, - решение с возмещении из бюджета указанной в декларации суммы налога.
Неисполнение налоговой инспекцией обязанности принять решение о выплате Обществу процентов и ненаправление его органам казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления.
Признание незаконным бездействия налогового органа влечет возложение на него обязанности совершить предусмотренные законом действия.
Довод налоговой инспекции о том, что возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета не нарушены, так как решение об отказе в возмещении налога принято в трехмесячный срок, отклоняется кассационной инстанцией.
Фактически доводы налогового органа направлены на переоценку вывода суда первой инстанции, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19.07.2004 по делу N А52/2875/2004/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2004 г. N А52/2875/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника