Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 августа 2000 г. N А05-2047/00-138/17
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Лавриненко Н.В., Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия "Октябрьское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.04.2000 по делу N А05-2047/00-138/17 (судья Трубина Н.Ю.),
установил:
Администрация Архангельской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному унитарному ремонтно-эксплуатационному предприятию "Октябрьское" (далее - МУРЭП "Октябрьское") о взыскании 1 619 руб. 71 коп. финансовых санкций за нарушение нормативов по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда.
Решением от 20.04.2000 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе МУРЭП "Октябрьское" просит отменить принятое по делу решение и в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Администрация и МУРЭП "Октябрьское" о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако их представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Государственная жилищная инспекция Архангельской области (далее - инспекция) в январе 2000 года провела проверку выполнения МУРЭП "Октябрьское" работ, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в результате которой выявлены нарушения нормативов по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, о чем составлено предписание от 19.01.2000 N 003.
В названном предписании отражены характер нарушений, срок их устранения, приведен расчет финансовых санкций и указана необходимость их внесения в течение 15 дней со дня вручения предписания.
Предписание вручено должностным лицам в день его составления.
Свои исковые требования истец основывает на нормах содержащихся в Законе Архангельской области от 26.11.98 N 98-19-03 "Об ответственности за нарушение нормативов по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда", которым установлена ответственность подрядных организаций за допущенные вышеперечисленные нарушения в виде финансовых санкций.
Так, вышеназванным законом установлено, что оформленные предписания и/или акты проверки направляются в соответствующие административные комиссии для взыскания финансовых санкций с юридических лиц, а в случае отказа (бездействия) административной комиссии во взыскании финансовых санкций инспекция обращается в суд с иском о принудительном взыскании.
Следовательно, по смыслу вышеуказанного закона инспекция наделена правом обращения в судебные органы с подобным иском, в то время как администрация такого права не имеет.
Вместе с тем следует отметить, что согласно пункту 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94, органам государственной жилищной инспекции предоставлено право в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и неисполнение предписаний об устранении выявленных недостатков.
В соответствии с пунктом 11 названного Положения государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации наделены статусом юридического лица.
Положением "О государственной жилищной инспекции Архангельской области", утвержденным постановлением главы Архангельской области от 05.09.96 N 461 и принятым в соответствии с Типовым положением о государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, которое утверждено приказом Госстроя России от 25.03.98 N 17-66, установлено, что инспекция вправе применять и взыскивать финансовые санкции за вышеуказанные нарушения.
Однако в соответствии со статьей 8 Кодекса об административных правонарушениях никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах и в точном соответствии с законодательством.
Статьями 5 и 6 Кодекса субъекту Российской Федерации не предоставлено право устанавливать административную ответственность за вменяемые по данному делу нарушения, поскольку статьей 4 Кодекса это отнесено к компетенции Российской Федерации.
Соответствующими компетентными органами Российской Федерации административная ответственность за нарушение требований и норм по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда не установлена, Кодексом такая ответственность также не предусмотрена.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1086 с последующими изменениями содержится указание Министерству строительства Российской Федерации подготовить совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложения об административной ответственности за нарушение требований и норм по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, в которых необходимо предусмотреть предоставление субъектам Российской Федерации права установления мер административного воздействия, а также порядок применения штрафных санкций за указанные нарушения.
В установленном законодательством порядке вышеуказанные нормы в настоящее время не приняты.
Таким образом, с учетом положений статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации положения Закона Архангельской области от 26.11.98 N 98-19-03 "Об ответственности за нарушение нормативов по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда" в данном случае применены быть не могут.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с действующим административным законодательством наложение административного взыскания возможно лишь в соответствии с постановлением, вынесенным уполномоченным на то органом (должностным лицом). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление (решение), которое должно отвечать требованиям статей 261 и 262 Кодекса, то есть производство по делу, которое вела Государственная жилищная инспекция Архангельской области, противоречит содержащимся в Кодексе общим требованиям, предъявляемым к производству по делам, возникающим из административно-правовых отношений.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция полагает, что судом принято неправомерное решение, которое подлежит отмене, а в иске администрации следует отказать.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.04.2000 по делу N А05-2047/00-138/17 отменить.
В иске Администрации Архангельской области отказать.
Председательствующий |
А.А.Кустов |
О.Ю.Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2000 г. N А05-2047/00-138/17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника