Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 августа 2000 г. N А05-2985/00-227/13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Петренко А.Д., судей Корпусовой О.А., Кочеровой Л.И., рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.06.2000 по делу N А05-2985/00-227/13 (судья Сметанина К.А.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к предпринимателю Леонардовой М.В. о взыскании 4175 рублей штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) при денежных расчетах с населением.
Арбитражный суд решением от 09.06.2000 в удовлетворении иска отказал, указав, что налоговым органом не представлено доказательств ведения предпринимателем денежных расчетов с населением без применения ККМ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права и удовлетворить иск.
Отзыв на жалобу в суд не поступал.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, но их представители в судебное заседание не явились.
Проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующему выводу.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) и пункту 1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение), утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций производятся всеми предпринимателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) с обязательным применением ККМ, которые подлежат обязательной регистрации в налоговых органах (подпункт "е" пункта 7 Положения). Следовательно, применение не зарегистрированной в налоговых органах ККМ запрещается и должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 04.08.99 -далее - Постановление).
За неприменение ККМ налоговые органы в соответствии со статьей 7 Закона вправе налагать на предпринимателей штраф в размере, установленном статьей 146-5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, то есть от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П).
Согласно пункту 12 приведенного выше Постановления "Факт нарушения требований Закона должен быть зафиксирован в соответствующем акте, при составлении которого должны учитываться требования статьи 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
При возникновении спора о наличии или отсутствии факта нарушения или его характере судам необходимо оценивать и другие представленные сторонами доказательства".
Так как в момент проверки налоговым органом торговой точки предпринимателя 31.01.2000 продавцом не были предъявлены карточка регистрации в налоговых органах применяемой ККМ и другие документы, что зафиксировано в акте проверки, и отсутствие такой регистрации можно было установить только в налоговом органе, что было сделано и оформлено проверяющими в качестве дополнений к акту проверки (лист дела 14), то оснований для отказа в иске (учитывая еще и то, что факт применения незарегистрированной ККМ подтверждается самой Леонардовой М.В.) со ссылкой на отсутствие доказательств неприменения ККМ, у суда не было.
На основании изложенного решение арбитражного суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.06.2000 по делу N А05-2985/00-227/13 отменить.
Взыскать с Леонардовой М.В. в пользу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску для распределения по бюджетам различных уровней 4175 рублей штрафа.
Взыскать с Леонардовой М.В. в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций 313 рублей 12 копеек государственной пошлины.
Председательствующий |
А.Д. Петренко |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2000 г. N А05-2985/00-227/13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника