Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 ноября 2004 г. N А13-6492/04-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н.,
при участии от ОАО "Великоустюгский ликеро-водочный завод" Булдаковой К.И. (доверенность от 10.02.2004),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 07.07.2004 (судья Ралько О.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 (судьи Маганова Т.В., Богатырева В.А., Виноградова Т.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-6492/04-26,
установил:
Открытое акционерное общество "Великоустюгский ликеро-водочный завод" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщиком по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 20.05.2004 N 3, требований N 35 и N 40 об уплате налогов и налоговых санкций.
Решением суда от 07.07.2004 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2004 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебные акты отменить и в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, суд сделал необоснованный вывод о правильности расчета обществом пеней за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает, что решение суда является законным и обоснованным.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную поверку уточненной налоговой декларации общества по НДС за декабрь 2003 года, 0 чем составила акт от 15.04.2004 N 25.
Из акта проверки следует, что сумма доплаты по уточненной налоговой декларации составила 2 246 543 руб. Указанную сумму и 72 338,68 руб. пеней общество уплатило до подачи налоговой декларации. С учетом имеющейся переплаты по налогу сумма уплаченных пеней составила 72 764,68 руб.
Налоговая инспекция произвела проверку расчета пеней и установила, что подлежащая уплате сумма пеней - 74 136,08 руб. Неуплата пеней составила 1 371,4 руб., в связи с тем, что общество, определяя размер ставки пеней, не произвела округление цифры до двух знаков после запятой.
Рассмотрев материалы проверки и разногласия заявителя по акту проверки, налоговая инспекция вынесла решение от 20.05.2004 N 3 о привлечении общества истца к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в связи с неполной уплатой пеней в виде взыскания 449 308,60 руб. штрафа с предложением уплатить 1 371,4 руб. пеней по НДС.
Судебные инстанции признали неправомерным привлечение общества к ответственности в связи с отсутствием состава налогового правонарушения, признав правильным расчет пеней, произведенный обществом.
Суд кассационной инстанции считает вывод судебных инстанций правомерным.
Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Пунктом 4 статьи 81 НК РФ установлено, что если предусмотренное пунктом 1 статьи 81 НК РФ заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 81 НК РФ, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при применении положений пунктов 3 и 4 статьи 81 НК РФ, предусматривающих освобождение налогоплательщика от ответственности в случае самостоятельного обнаружения и исправления им в установленном указанными нормами порядке допущенных при составлении налоговой декларации ошибок, судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет об ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" и статьей 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае налогоплательщик до подачи уточненной налоговой декларации уплатил сумму налога, указанную к доплате по налоговой декларации и соответствующую ей сумму пеней.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Обществом расчет суммы пеней произведен по правилам статьи 75 НК РФ. Указанной нормой не предусмотрено округление процентной ставки пеней до двух знаков после запятой.
При указанных обстоятельствах судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, а следовательно, оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 07.07.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-6492/04-26 оставить без изменений, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2004 г. N А13-6492/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника