Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 ноября 2004 г. N А56-6678/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Корабухиной Л.И., Троицкой Н.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга главного специалиста Чернова И.И. (доверенность от 31.12.2003 N 18/26873),
рассмотрев 04.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение от 17.05.2004 (судья Протас Н.И.) и постановление апелляционной инстанции от 12.08.2004 (судьи Спецакова Т.Е., Дроздов А.Г., Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6678/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петро-Град" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 25.12.2003 N 11 и от 30.12.2003 N 06/26834, требований от 30.12.2003 N 0306002987 и N 0306002988, а также об обязании ответчика возвратить Обществу из бюджета 4 890 124 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за июль, август, сентябрь 2003 года.
Решением от 17.05.2004 суд удовлетворил требования Общества, установив на основании статьи 165 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) право заявителя на возмещение спорной суммы НДС.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.08.2004 решение суда от 17.05.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.08.2004 и отказать Обществу в удовлетворении требований. Как указывает податель жалобы, "в связи с отсутствием необходимых документов, подтверждающих право на вычет, Инспекцией правомерно приняты решения от 25.12.2003 N 11 и от 30.12.2003 N 06/26834 об отказе в налоговом вычете по НДС, а также выставленные на их основании требования об уплате налога, поскольку Обществом документально не подтверждена правомерность предъявления этих сумм НДС к вычетам, так как в нарушение статьей 168, 171 и 172 НК РФ не представлены документы, перечисленные в требовании о предоставлении документов.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы. Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Общество представило в Инспекцию декларации по налоговой ставке 0% за июль, август, сентябрь 2003 года, в которых указало к возмещению 4 890 124 руб. НДС и заявления о возврате названной суммы налога.
По результатам камеральной проверки представленных документов Инспекция вынесла решения: от 25.12.2003 N 11 о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде взыскания 600 руб. штрафа, на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ и отказала в признании правомерности 4 882 774 руб. налоговых вычетов по декларации по НДС за август 2003 года; от 30.12.2003 N 06/26834 о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде взыскания 1 039 608 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, доначислила 5 198 040 руб. НДС и 410 569 руб. 78 коп. пеней. В адрес налогоплательщика направлены требования от 30.12.2003 N 0306002987 и N 0306002988 об уплате налоговой санкции и налога.
Основанием для отказа послужил вывод налогового органа о том, что сделки совершены с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности, поскольку вся деятельность Общества направлена не на получение прибыли, а на возможность получения НДС из бюджета, а также налогоплательщик не представил документы, запрошенные Инспекцией, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов в соответствии с положениями статей 169, 171-172 НК РФ.
Общество, считая указанные решения и требования Инспекции незаконными, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые ненормативные акты Инспекции не основаны на нормах налогового законодательства и правомерно признаны судебными инстанциями недействительными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации, и представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения права применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов налогоплательщик обязан представить в налоговый орган следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В течение трехмесячного срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Кодекса должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ, а согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу названных норм вычет сумм налога на добавленную стоимость должен быть документально подтвержден определенными доказательствами.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно статье 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Данная обязанность налогоплательщика закреплена и в статье 23 НК РФ.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
В данном случае судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило в налоговый орган все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ для подтверждения обоснованности налоговых вычетов.
В судебное заседание первой инстанции Инспекция, представила для обозрения подлинные требования за одним и тем же номером и датой от 14.11.2003 N 11/22516, адресованные - одно по юридическому, другое по фактическому адресу заявителя.
Суд, исследовав названные документы, сделал вывод о том, что требования содержат разный перечень запрашиваемых документов, и относятся к декларации за 3-й квартал 2003 года. Документы, относящиеся к декларации за июль, август, сентябрь 2003 года представлены Обществом до вынесения решения налогового органа от 25.12.2003.
Кроме того, налоговый орган не аргументировал в решении от 25.12.2003 за непредставление каких именно документов Общество привлечено к налоговой ответственности.
Таким образом, кассационная инстанция считает несостоятельным довод Инспекции о непредставлении налогоплательщиком документов, поскольку направлен на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции. При этом заявителем не приведены новые доводы со ссылками на находящиеся в деле и не исследованные судом материалы.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.08.2004 считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.08.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6678/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Асмыкович |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 ноября 2004 г. N А56-6678/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника