Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 ноября 2004 г. N А26-4932/04-211
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Клириковой Т.В., при участии от ООО "Вальдекс-Онего" юрисконсульта Семоевой И.С. (доверенность от 31.03.2004),
рассмотрев 15.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.06.2004 по делу N А26-4932/04-211 (судья Подкопаев А.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вальдекс-Онего" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным заключения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) от 30.03.2004 N 4.4-05/14339 в части отказа Обществу в возмещении из бюджета 37 500 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 28.06.2004 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, не подлежат возмещению Обществу из бюджета: 6 667 руб. НДС, уплаченного поставщику - обществу с ограниченной ответственностью "Невская Строительная Корпорация" (далее - ООО "Невская Строительная Корпорация"), поскольку данная организация бухгалтерскую и налоговую отчетность с августа 2003 года в налоговый орган не представляет, по адресу, указанному в счете-фактуре, фактически не находится: 30 833 руб. НДС, уплаченного обществу с ограниченной ответственностью "Нордлес" (далее - ООО "Нордлес"), поскольку эта организация бухгалтерскую и налоговую отчетность со второго квартала 2003 года в налоговый орган не представляет, движение денежных средств по счетам организации в банке приостановлено.
Инспекция считает, что вследствие этих обстоятельств в бюджете отсутствует источник для возмещения Обществу названных сумм НДС.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Обществом декларации по НДС по налоговой ставке 0% за декабрь 2003 года, а также документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По результатам проверки Инспекция направила Обществу заключение от 30.03.2004 N 4.4-05/14339, в котором признала подлежащими возмещению 676 735 руб. НДС, уплаченного поставщикам при приобретении материальных ресурсов в декабре 2003 года и 204 713 руб. НДС, ранее исчисленного с авансов и предоплат. Инспекция также указала на необоснованное предъявление к возмещению в связи с отсутствием в бюджете источника для возмещения заявителю налога 37 500 руб. НДС.
Общество не согласилось с заключением налогового органа в части отказа в возмещении 37 500 руб. НДС и обжаловало его арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд, удовлетворяя заявление Общества, правомерно исходил из следующего.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ услуг), перечисленных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено уплатой поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реальным экспортом этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечень которых приведен в статье 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ.
Судом установлено и Инспекцией не оспаривается представление Обществом у полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в подтверждение факта экспорта товаров в декабре 2003 года, а также применения налоговых вычетов в указанном периоде.
Материалами дела также подтверждается приобретение Обществом у поставщиков - ООО "Нордлес" и ООО "Невская Строительная Корпорация" товарно-материальных ценностей, используемых при экспорте товаров, и их оплаты с учетом НДС.
Нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность экспортера при предъявлении НДС к возмещению из бюджета документально подтверждать факты получения и оприходования поставщиками экспортируемых товаров выручки, полученной от покупателя по их счетам-фактурам, а также перечисления в бюджет полученных в связи с этим сумм налога.
В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, установленных пунктами 1 и 5 статьи 173 НК РФ обязанностей по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и оплаченных покупателем, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении налогоплательщиком этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при эксперте товаров (работ, услуг).
Кроме того, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Таким образом, следует признать, что Общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за декабрь 2003 года.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа Обществу в возмещении из бюджета 37 500 руб. НДС по экспортным операциям за декабрь 2003 года.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.06.2004 по делу N А26-4932/04-211 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2004 г. N А26-4932/04-211
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника