Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 июля 2001 г. N А05-1491/01-69/5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кустова А.А., Скворцова О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.03.2001 по делу N А05-1491/01-69/5 (судья Никонова Н.Я.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Архангельску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к предпринимателю Янковскому Александру Андреевичу о взыскании штрафа в размере 834 руб. 90 коп. за нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", выразившееся в выдаче покупателю двух автобусных билетов на сумму менее уплаченной ими.
Решением от 29.03.2001 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятое по делу решение и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Инспекция и предприниматель Янковский А.А. надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание их представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция находит, что он подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, в результате проверки, произведенной 01.11.2000 в принадлежащем предпринимателю Янковскому А.А. автобусе, Инспекция установила факт нарушения требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон), выразившегося в выдаче пассажирам двух автобусных билетов на сумму менее уплаченной ими, о чем составлен акт (лист дела 8). Постановлением Инспекции от 17.11.2000 N 101656 (лист дела 6) на предпринимателя Янковского А.А. наложен штраф в размере 834 руб. 90 коп. Неуплата штрафа в установленный законом срок и послужила основанием для предъявления данного иска.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что стоимость проезда двух человек в указанном автобусе составляла 8 руб. (по 4 руб. на каждого человека), что с пассажиров была получена именно эта сумма, но пассажирам были выданы билеты, на каждом из которых типографским шрифтом была указана цена в размере 2 руб., от руки исправленная на 4 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Инспекцией фактов выдачи пассажирам чеков (билетов) на сумму менее уплаченной, и совершения ответчиком правонарушения, предусмотренного абзацем 6 части 1 статьи 7 Закона.
Кассационная инстанция не может согласиться с таким решением суда и считает его недостаточно обоснованным и принятым по неполно выясненным обстоятельствам дела.
Согласно статье 1 Закона все субъекты предпринимательской деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением обязаны применять контрольно-кассовые машины (далее - ККМ).
За невыполнение этого требования статьей 7 Закона предусмотрено наложение штрафа на юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
В соответствии со статьей 2 Закона предприятия (в том числе индивидуальные предприниматели), которые должны применять ККМ, обязаны выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный ККМ чек на покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и соответствующим предприятием.
В соответствии с пунктом 1 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, расчеты с населением могут производиться путем выдачи организациями и предпринимателями документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Формы билетов в качестве бланков строгой отчетности на проезд в автобусах городского сообщения утверждены Министерством финансов Российской Федерации письмом от 23.10.96 N 16-00-30-58.
Между тем суд при принятии решения не проверил, являются ли выданные ответчиком билеты документами строгой отчетности, соответствуют ли они установленной форме и обладает ли ответчик правом на их использование при осуществлении своей деятельности.
Кроме того, суд не установил, допускается ли реализация билетной продукции без указания номинала билета, выполненного типографским способом, а также с рукописным исправлением номинала билета, нанесенного типографским способом при изготовлении билетной продукции, с учетом тех требований, которые предъявляются к установленной форме билета.
Учитывая объяснение предпринимателя Янковского А.А. (лист дела 10), суд также не проверил, каким образом определялась выручка предпринимателя за 01.11.2000 и предыдущие дни - исходя из 2 руб. или 4 руб. стоимости одного выданного билета.
Кассационная инстанция считает, что исследование поставленных выше вопросов имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора по существу и верного применения норм материального права. При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.03.2001 по делу N А05-1491/01-69/5 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
О.Ю. Скворцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июля 2001 г. N А05-1491/01-69/5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника