Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 ноября 2004 г. N А56-20429/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Изотовой С.В., судей Кирилловой И.И. и Сапоткиной Т.И., при участии от КУМИ МО "Выборгский район Ленинградской области" Чернецкой Н.О. (доверенность от 30.07.04), от территориального управления Минимущества РФ Михайловского П.А. (доверенность от 06.02.04), от ПУ N 14 Харченко В.В. (доверенность от 24.05.04), от Тарасова А.П. - Харченко В.В. (доверенность от 24.05.04), от Тарасовой Л.В. - Харченко В.В. (доверенность от 24.05.04),
рассмотрев 11.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" на решение от 17.06.04 (судья Кузнецов М.В.) и постановления апелляционной инстанции от 25.08.04 (судьи Полубехина Н.С., Сергиенко А.Н., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20429/04,
установил:
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 14" (далее - ГОУ "ПУ N 14") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации права собственности муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" (далее - МО "Выборгский район") на здание магазина, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Димитрова, д. 14, и обязании учреждения юстиции "Ленинградская областная регистрационная палата" (далее - ЛОРП) исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации N 47-01/01-9/2001-226-1.
К участию в деле привлечены ЛОРП, территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ленинградской области (далее - ТУ Минимущества РФ), Комитет по управлению муниципальным имуществом МО "Выборгский район" (далее - КУМИ), индивидуальные предприниматели Тарасов Александр Павлович и Тарасова Л.В.
Решением от 17.06.04 суд признал недействительной государственную регистрацию права собственности МО "Выборгский района Ленинградской области" на здание магазина, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Димитрова, д. 14, и обязал ЛОРП исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации от 26.06.01 N 47-01/01-9/2001-226-1.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.08.04 решение оставлено без изменения.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 18.03.92 N 114-р" следует читать "от 18.03.92 N 114-рп"
В кассационной жалобе КУМИ просит решение и постановление отменить. Податель жалобы ссылается на то, что обжалуемые судебные акты являются необоснованными и приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, в частности статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-р, статей 13, 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Кроме того, по мнению КУМИ, судом не исследованы основания возникновения права собственности на спорное здание у ТУ Минимущества РФ; не принято во внимание, что иск заявлен организацией, у которой имущество находится в оперативном управлении, помещения не используются для образовательных целей.
В отзывах на кассационную жалобу ГОУ "ПУ N 14" и ТУ Минимущества РФ просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие нарушений норм материального и процессуального права при их принятии.
В судебном заседании представитель КУМИ подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Представители ГОУ "ПУ N 14", ТУ Минимущества РФ, Тарасова А.П., Тарасовой Л.В. обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
ЛОРП о времени и месте слушания дела извещена, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ЛОРП 26.06.01 зарегистрировано право собственности МО "Выборгский район" на здание магазина по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Димитрова, д. 14. Согласно свидетельству о регистрации права серии ЛО 005 N 187008 основанием для регистрации права собственности являлись перечень (дополнительный) нежилых зданий, строений и помещений, передаваемых в муниципальную собственность г. Выборга, утвержденный решением Малого Совета народных депутатов от 21.07.93 N 36/14, и постановление главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 11.04.94 N 866.
На основании свидетельства от 21.01.2000 о внесении указанного здания в реестр федерального имущества и при наличии неоспоренного права МО "Выборгский район" на него ЛОРП 04.09.02 зарегистрировала право федеральной собственности на данное имущество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 47 АА N 177523.
Полагая, что право муниципальной собственности на спорное здание зарегистрировано незаконно и нарушает его права как лица, которому данное имущество принадлежит на праве оперативного управления, ГОУ "ПУ N 14" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворил заявленные требования, указав, что спорное здание не могло быть передано в муниципальную собственность в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), поэтому основания для возникновения права муниципальной собственности на него на момент регистрации такого права отсутствовали.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Поскольку по смыслу статьи 2 Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно сделал вывод о том, что в данном случае имеет место спор о праве.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к Постановлению N 3020-1.
Как следует из материалов дела, приказом Ленинградского областного управления трудовых резервов от 07.08.45 N 642 на базе треста "Ленстрой" создана школа фабрично-заводского обучения строительного дела, впоследствии реорганизованная в строительную школу N 4.
Согласно протоколу заседания исполкома Выборгского городского Совета депутатов трудящихся от 13.09.56 N 18 здание, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Димитрова, д. 14, передано строительной школе N 4 (правопредшественнику ГОУ "ПУ N 14") для использования после восстановления под учебные мастерские.
Согласно Положению о среднем профессионально-техническом училище, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.02.85 N 177, средние профессионально-технические училища обладают правами юридического лица; к учебно-материальной базе таких училищ относятся здания и сооружения, земельные участки, инвентарь и другое оборудование, а также учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, электронно-вычислительная техника. Здания, сооружения, оборудование, инвентарь и другое имущество используется по прямому назначению.
Пунктом 3 названного Положения установлено, что профессионально-техническое училище входит в систему Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.07.88 N 272 "О совершенствовании организации и структуры управления народным образованием" функции Государственного комитета по профессионально-техническому образованию возложены на Министерство образования РСФСР.
В соответствии с Временным положением о профессиональном учебном заведении в РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 23.02.91 N 119, профессиональное учебное заведение (профессиональные, профессионально-технические училища, высшие профессиональные училища и т.д.) является юридическим лицом, которое создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном Министерством образования РСФСР. Государственное имущество, закрепленное за профессиональным учебным заведением, не подлежит изъятию, передаче другим организациям или пользованию в целях, противоречащих основным задачам и интересам учебного заведения. Иной порядок может быть установлен только Советом Министров РСФСР.
Согласно пункту 1.2 устава ГОУ "ПУ N 14" его учредителем является Министерство образования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. К указанным объектам отнесены средние специальные и профессиональные учебные заведения.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций обоснованно посчитал, что спорное здание в силу Постановления N 3020-1 не подлежало включению КУМИ в перечень нежилых зданий, передаваемых в собственность МО "Выборгский район".
Кроме того, действовавшим на тот момент законодательством не была предусмотрена передача объектов федеральной собственности при разграничении государственной собственности непосредственно в муниципальную собственность.
Довод КУМИ о том, что спорное здание с 1977 года не использовалось ГОУ "ПУ N 14" для осуществления учебной деятельности, не подтверждается материалами дела. Как следует из выписки из реестра федерального имущества от 11.10.2000, спорное здание внесено в реестр федерального имущества как учебные мастерские. Целевое назначение указанного объекта, как следует из материалов дела, изменено позднее. Сведений об изъятии у ГОУ "ПУ N 14" спорного здания уполномоченным органом в материалах дела нет.
Судом правомерно не принят во внимание и довод КУМИ о том, что передача исполкомом Выборгского городского Совета депутатов трудящихся в 1956 году училищу спорного знания свидетельствует о принадлежности этого здания на праве собственности МО "Выборгский район", поскольку согласно статье 94 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, действовавшего в тот период, государство являлось единым собственником всего государственного имущества.
Ссылка подателя жалобы на обстоятельства, установленные судом при рассмотрении дела N А56-12794/98, обоснованно отклонена судами обеих инстанций. В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. ТУ Минимущества РФ участия в рассмотрении дела N А56-12794/98 не принимало, спор о праве на здание судом не разрешался, поэтому оснований для освобождения сторон от доказывания обстоятельств, установленных по упомянутому делу, не имеется.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления апелляционной инстанции нет.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20429/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" - без удовлетворения.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Т.И. Сапоткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2004 г. N А56-20429/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника