Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 ноября 2004 г. N А26-9275/03-24
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В.,
рассмотрев 16.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2004 по делу N А26-9275/03-24 (судья Мещерякова К.И.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ОЖД), правопреемником которого является открытое акционерное обществе "Российские железные дороги" (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 19.11.2003 N 248 о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Решением суда от 26.07.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением Предприятием в добровольном порядке в установленный срок требования налогового органа от 30.10.2003 N 354 в части уплаты 3 273 135 руб. 44 коп. пеней, налоговая инспекция приняла решение от 19.11.2003 N 248 о взыскании указанной суммы пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Считая решение налоговой инспекции от 19.11.2003 N 248 незаконным, ОЖД обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Решение о взыскании принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Согласно пункту 9 статьи 46 НК РФ положения данной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Порядок направления требования об уплате налога установлен статьей 70 НК РФ. Как следует из пункта 1 названной статьи, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
Как видно из материалов дела, в требовании от 30.10.2003 N 354, на основании которого налоговым органом принято оспариваемого решение от 19.11.2003 N 248, предложено уплатить пени по 18 видам налогов, сборов и платежей. В требование также включена задолженность по единому социальному налогу в сумме 921 321 руб. 58 коп и по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом пункты 4-18 названного требования не содержат сведений о наличии недоимки по налогам, сборам и платежам. В требовании отсутствуют и сведения о дате, с которой начислены пени по всем указанным в требовании налогам, сборам и платежам, а также о ставках пеней.
Кроме того, до принятия налоговой инспекцией названного решения Общество платежным поручением от 12.11.2003 N 6146 перечислило 2 868 000 руб. единого социального налога. При этом перерасчет пеней налоговым органом не производился.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необоснованности начисления пеней, взыскиваемых оспариваемым решением налогового органа от 19.11.2003 N 248.
Более того, в требование от 30.10.2003 N 354 включена задолженность ОЖД по уплате задолженности и пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Однако пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац третий статьи 2 Закона N 167-ФЗ). Полномочия налоговых органов по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование позволяют им в рамках мероприятий налогового контроля принимать соответствующие решения на основании статей 31, 82, 87 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также, соблюдая досудебный порядок урегулирования споров, направлять страхователям требования об уплате страховых взносов (абзац пятый статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации). Кассационная инстанция принимает во внимание и положения Порядка обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.02.02. Согласно пункту 2.1 Порядка налоговые органы обеспечивают передачу органам Пенсионного фонда Российской Федерации копил актов проверок налоговых органов и решений налоговых органов по указанным актам по единому социальному налогу и страховым взносам.
Таким образом, из положений статьи 25 Закона N 167-ФЗ следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взыскание недоимки и пеней по страховым взносам рассматриваются законодателем как самостоятельные полномочия двух различных органов.
Следовательно, суммы пеней по взносам на выплату накопительной части пенсии и по взносам на выплату страховой части пенсии могут быть взысканы только органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и решение налоговой инспекции в части взыскания этих сумм за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках является неправомерным.
Кроме того, из материалов дела следует, что указанные в пунктах 12-16 требования от 30.10.2003 N 354 недоимки по пеням Обществу предлагалось уплатить в выставленном ему ранее требовании от 06.08.2003, на основании которого налоговым органом было принято решение от 01.09.2003 N 167. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2004 по делу N А26-9276/03-28 указанные требование и решение признаны недействительными в полном объеме. При этом в ходе судебного разбирательства по данному делу N А26-9276/03-28 суд установил факт нарушения налоговым органом порядка взыскания недоимок по пеням.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение налоговой инспекции от 19.11.2003 N 248 о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.07.2004 по делу N А26-9275/03-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2004 г. N А26-9275/03-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника