Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 ноября 2004 г. N А21-3438/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Пастуховой М.В., Корабухиной Л.И., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "ОФ-ТОР" юрисконсульта Занкина Д.Б. (доверенность от 16.06.2004 N 4), юрисконсульта Фоминых Н.И. (доверенность от 01.07.2004),
рассмотрев 16.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.07.2004 по делу N А21-3438/04-С1 (судья Карамышева Л.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОФ-ТОР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Калининградской области (далее - Инспекция) от 16.03.2004 N 381к.
Решением суда от 19.07.2004 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение. По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно пользовалось льготой по налогу на прибыль, поскольку заявителем не заключен инвестиционный договор с органами исполнительной власти. Налоговый орган также указывает на то, что налогоплательщик с 01.01.2003 утратил право на использование льготы, предусмотренной законом Калининградской области от 21.02.2000 N 177 "О государственной поддержке инвестиционного проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области и предоставлении налоговых льгот предприятиям, участвующим в реализации проекта" (далее - Закон Калининградской области N 177), так как названная льгота установлена на срок не более трех лет с момента ее предоставления.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители Инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представители Общества отклонили доводы кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года, по результатам которой, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение от 16.03.2004 N 381 к об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Названым решением Обществу предложено уплатить 785 руб. налога на прибыль за 9 месяцев 2003 года.
В ходе проверки установлено, что Общество в 2003 году применило льготу по налогу на прибыль, предусмотренную Законом Калининградской области N 177 и решением городского Совета депутатов Калининграда от 29.03.2000 N 92 "О поддержке инвестиционного проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники в Калининграде и предоставлении налоговых льгот предприятиям, участвующим в реализации проекта" (далее - Решение городского Совета N 92). Инспекция считает, что Общество неправомерно пользовалось названной льготой, поскольку налогоплательщиком не заключен договор об осуществлении инвестиционной деятельности.
Согласно пункту 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных указанной статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Как видно из материалов дела и установлено судом, администрация Калининградской области (далее - Администрация) в 1996 году предложила программу создания сборочного производства современных легковых автомобилей. Правительство Российской Федерации 23.04.1996 издало постановление N 524 "О мерах государственной поддержки создания сборочного производства современных легковых автомобилей в Калининградской области".
Указом Президента Российской Федерации от 02.05.1996 названная программа одобрена.
Между Администрацией, Международным Фондом инвестиций и приватизации (далее - Фонд) и южнокорейской корпорацией "KIA GROUP" (далее - Корпорация) 30.07.1996 заключено Соглашение о сотрудничестве в развитии промышленного производства в Особой экономической зоне Калининградской области Российской Федерации. Пунктом 1 указанного Соглашения предусмотрено оказание Корпорацией и Фондом содействия Администрации в привлечении иностранного капитала для конверсии оборонных предприятий, модернизации и технического перевооружения других предприятий области и реализации программы создания производства современных автомобилей. Кроме того, данным Соглашением предусматривалось, что основным условием привлечения инвестиций в рамках реализации проекта является обязательство Администрации о предоставлении преференциального режима для предприятий, участвующих в осуществлении проекта, который, в частности, предусматривает применение льготного налогового режима (пункт 7 Соглашения).
В соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области N 177 с 1 января 2000 года освобождены действующие и вновь создаваемые акционерные общества, иные юридические лица, участвующие в реализации инвестиционного проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники, от уплаты всех налогов в областной бюджет и территориальный дорожный фонд, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, до момента достижения полной окупаемости вложенных средств, сроком на 8,8 лет.
В силу статьи 2 названного Закона утвержден перечень юридических лиц, на которых распространяется Закон Калининградской области "О государственной поддержке инвестиционного проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области и предоставлении налоговых льгот предприятиям, участвующим в реализации проекта".
Перечень вновь создаваемых предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта по созданию производства автомобилей и мотовелотехники и подлежащих освобождению от уплаты налогов в областной бюджет, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, утверждается областной Думой.
Приложением к Закону Калининградской области N 177 в перечень организаций, осуществляющих реализацию проекта создания и производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области и освобождаемых от уплаты налогов, включено Общество (п. 16 Перечня).
В соответствии с пунктом 1 Решения городского Совета N 92 с 1 января 2000 года предприятия, участвующие в реализации инвестиционного проекта создания и производства автомобилей и мотовелотехники на территории Калининграда, освобождены от уплаты налогов и сборов, поступающих в городской бюджет, на период окупаемости названного инвестиционного проекта - 8 лет 10 мес.
Согласно пункту 4 Решения городского Совета N 92 утвержден перечень предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта, на которые распространяются льготы, указанные в пункте 1 и 2 названного Решения.
Приложением N 1 к Решению городского Совета N 92 в перечень таких юридических лиц включено Общество.
Таким образом, льгота по налогу на прибыль предоставляется организациям, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта создания и производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является организацией, осуществляющий названный инвестиционный проект.
Ссылка налогового органа на то, что для получения льготы по налогу на прибыль требуется заключение налогового соглашения между Администрацией области и налогоплательщиком, не может быть признана обоснованной, поскольку ни Закон Калининградской области N 177, ни Решение городского Совета N 92, предоставляя льготы определенным категориям налогоплательщиков, не содержат такого условия.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) дополнительные льготы, предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, которые реализуют инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены.
Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что для налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, в течение определенного периода времени продолжают действовать дополнительные льготы, установленные по состоянию на 01.07.2001 законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления.
Из материалов дела видно и налоговым органом не оспаривается, что Общество полностью выполняет условия Закона Калининградской области N 177 и Решения городского Совета N 92, необходимые для использования льготы по налогу на прибыль.
Довод налогового органа о том, что с 01.01.2003 заявитель утратил право на льготу по налогу на прибыль, является ошибочным. В соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ действие льготы по налогу на прибыль ограничено трехлетним сроком только в отношении той льготы, для которой не был установлен срок ее действия. В данном случае в соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области N 177 и пунктом 1 Решения городского Совета N 92 льгота по налогу на прибыль действует в течение соответственно 8,8 и 8,10 лет.
Суд кассационной инстанции также отклоняет довод налогового органа о том, что в соответствии со статьей 2 Закона N 110-ФЗ право на использование льготы по налогу на прибыль имеют лишь те налогоплательщики, которые реализуют инвестиционные проекты в соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности.
Как видно из материалов дела, льгота по освобождению от уплаты налога на прибыль в части областного и местного бюджетов представлена Обществу на основании Закона Калининградской области N 177 и Решения городского Совета N 92. Право на применение льготы возникает и реализуется в рамках длящихся правоотношений, которые выходят за пределы одного налогового периода.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Данная позиция подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, согласно которому изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового правового регулирования.
Поскольку право на применение льготы по налогу на прибыль возникло у Общества до принятия Закона N 110-ФЗ и оно реализуется заявителем в рамках длящихся правоотношений, то требование статьи 2 этого Закона в части заключения налогоплательщиком договора об осуществлении инвестиционной деятельности не может применяться к Обществу.
Учитывая, что Обществом выполнены все требования, которыми обусловлено освобождение от уплаты налога на прибыль в части областного и местного бюджетов, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что у Инспекции отсутствовали основания для доначисления заявителю 785 руб. налога на прибыль за 9 месяцев 2003 года.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции и отмены решения суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.07.2004 по делу N А21-3438/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Комаров |
Л.И.Корабухина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2004 г. N А21-3438/04-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника