Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 ноября 2004 г. N А05-915/04-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А.,
рассмотрев 18.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 19.05.2004 (судья Хромцов В.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 (судьи Волков Н.А., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-915/04-22,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Котласский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области, переименованной в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 20.10.2003 N 1637 в части отказа в применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт по декларации за июнь 2003 года и в части отказа в возмещении из федерального бюджета 1 522 523 руб. названного налога.
Решением суда от 19.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2004, заявление Общества удовлетворено частично. Суд признал недействительным решение Инспекции от 20.10.2003 N 1637 в части отказа заявителю в применении налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов при реализации продукции на экспорт в сумме 5 958 645 руб. и в части отказа в возмещении из федерального бюджета 49 525 руб. названного налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьей 172 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить решение и постановление суда в части удовлетворения требований о возмещении налога на добавленную стоимость по услугам по подаче и уборке вагонов, услуг по перевалке и зачистке вагонов при отгрузке экспортного товара, и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно предъявило к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный за выполнение работ по подаче и уборке вагонов при отгрузке экспортного товара, поскольку данные работы не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Кроме того, налоговый орган указывает на несоблюдение налогоплательщиком требований пункта 2 статьи 165 НК РФ. Инспекция считает, что представленные налогоплательщиком поручения на отгрузку не подтверждают факт экспорта товара, так как в них не указан номер грузовой таможенной декларации и груз задекларирован по временным грузовым таможенным декларациям.
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2003 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленных документов, и принял решение от 20.10.2003 N 1637 об отказе в применении налоговой ставки о процентов по операциям по реализации продукции за пределы таможенной территории Российской Федерации в сумме 9 384 963 руб. налога на добавленную стоимость и об отказе в возмещении из федерального бюджета 1 522 523 руб. названного налога.
В ходе проверки налоговый орган установил неправомерное применение Обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 49 525 руб., в связи с включением в них сумм налога, уплаченных открытым акционерным обществом "ЛХК Научлеспром" и обществом с ограниченной ответственностью "Соломбальский ЛДК" (подпункты "а" и "б" пункта 2.1 решения Инспекции от 20.10.2003 N 1637). Налоговый орган полагает, что налогообложение оказанных данными организациями услуг по подаче и уборке вагонов, услуг по перевалке и по зачистке вагонов при отгрузке эскортного товара, подлежит обложению по налоговой ставке 0 процентов, а, следовательно, не является объектом налогообложения.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя по названному эпизоду, правомерно исходили из следующего.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) определен пунктом 4 статьи 176 НК РФ, согласно которому для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, и для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Судебные инстанции установили и налоговым органом не оспаривается, что налогоплательщик представил полный комплект документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ. Факты реального экспорта товара и уплаты Обществом налога на добавленную стоимость подтверждаются материалами дела и налоговый орган данные обстоятельства не оспаривает.
Поскольку Инспекция не оспаривает факт уплаты Обществом налога на добавленную стоимость открытому акционерному обществу "ЛХК Научлеспром" и обществу с ограниченной ответственностью "Соломбальский ЛДК", а также соответствие представленных им с декларациями по ставке 0 процентов документов требованиям статьи 165 НК РФ, что является основанием для применения налоговых вычетов и возмещения налога на добавленную стоимость, судебные инстанции правомерно признали недействительным решение Инспекции от 20.10.2003 N 1637 по названному эпизоду.
Также оспариваемым решением налоговый орган отказал Обществу в применении налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт в соответствии с контрактами от 15.10.2002 N RU-00255823/03002, от 14.10.2002 N RU-00255823/03001. В обоснование принятого решения Инспекция указала на то, что в поручениях на отгрузку отсутствуют номера грузовой таможенной декларации и указаны временные грузовые таможенные декларации. В связи с этим налоговый орган посчитал, что налогоплательщиком нарушен пункт 2 статьи 165 НК РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по названным контрактам Общество представило в Инспекцию основные грузовые таможенные декларации, в которых имеются ссылки на временные грузовые таможенные декларации.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных по делу доказательств, сделали обоснованный вывод о том, что Общество представило документы, подтверждающие его право на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт в соответствии с названными контрактами.
Довод налогового органа о несоответствии представленных Обществом грузовых таможенных деклараций требованиям пункта 2 статьи 165 НК РФ, в связи с наличием в поручениях на погрузку указаний на временные грузовые декларации, суд кассационной инстанции считает несостоятельным.
Как следует из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, Общество осуществляло оформление экспорта товара с применением особого порядка декларирования товаров, установленного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 17.04.2000 N 299 "Об утверждении Положения о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций" и с использованием временных грузовых таможенных деклараций. Налогоплательщиком представлены основные грузовые таможенные декларации по названным контрактам с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. В основных декларациях в графе 40 содержатся данные о временных грузовых декларациях.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявитель представил все предусмотренные пунктом 2 статьи 165 НК РФ документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.
Следовательно, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда по названному эпизоду и отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-915/04-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Асмыкович |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 ноября 2004 г. N А05-915/04-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника