Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июля 2002 г. N А52/2388/2001/1
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2002 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Сапоткиной Т.И. и Чертилиной З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Псковской области на решение от 18.03.2002 (судья Степанов Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 13.05.2002 (судьи Падучих Н.М., Васильева О.Г., Леднева О.А.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/2388/2001/1,
установил:
Открытое акционерное общество "Псковэнерго" (далее - ОАО "Псковэнерго") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Псковской таможне, Государственному таможенному комитету Российской Федерации (далее - ГТК РФ) и Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании на основании статей 15, 16, 125, 126, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, связанных с предоставлением в период с августа 1998 года по апрель 2001 года пятидесятипроцентной скидки по оплате электроэнергии должностному лицу таможенных органов.
До принятия судом решения истец уточнил свои требования и просил взыскать 309 руб. 50 коп. убытков, образовавшихся за период с августа 1998 года по декабрь 2000 года, с Минфина РФ и 92 руб. 50 коп. убытков, образовавшихся за период с января по апрель 2001 года, с Псковской таможни.
Решением от 01.10.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2001, в иске отказано со ссылкой на недоказанность вины ответчиков и противоправности их действий, а также на то, что действующим законодательством не определены порядок (механизм) возмещения указанной компенсации и орган, обязанный к возмещению.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.01.2002 решение и постановление апелляционной инстанции отменены. С Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Псковэнерго" взыскано 309 руб. 50 коп. убытков. В части взыскания 92 руб. 50 коп. дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Псковской области.
Решением от 18.03.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2002, с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Псковэнерго" взыскано 92 руб. 50 коп. убытков. В иске к ГТК РФ и Псковской таможне отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Податель жалобы ссылается на следующее: бюджетная роспись ГТК РФ была изменена в сторону уменьшения расходов именно по инициативе ГТК РФ, поэтому Минфин РФ в данном случае не может нести ответственность за причиненные истцу убытки; судом нарушена статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в суде от имени казны Российской Федерации по искам о причинении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями соответствующих должностных лиц и органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, то есть надлежащим ответчиком по делу является ГТК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Псковэнерго" просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с января по апрель 2001 года ОАО "Псковэнерго" предоставило сотруднику Псковской таможни Гришаевой Е.И. пятидесятипроцентную скидку по оплате электроэнергии.
Полагая, что в результате предоставления вышеназванной льготы, компенсация которой не была произведена из бюджетов соответствующих уровней, у истца образовались убытки, последний обратился с иском в арбитражный суд об их взыскании в сумме 92 руб. 50 коп.
Статьей 434 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление должностным лицам таможенных органов скидки (льготы) в размере 50% от оплаты коммунальных услуг, в том числе и от оплаты электроэнергии.
В соответствии со статьей 59 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" финансирование таможенных органов Российской Федерации, включая и финансирование расходов коммунальных служб по предоставлению сотрудникам этих органов вышеуказанной скидки, производится за счет источников, установленных таможенным законодательством Российской Федерации и предусмотренных федеральным бюджетом.
На основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации ГТК РФ составил бюджетную роспись расходов федеральных средств на 2001 год, куда были включены и расходы по оплате отдельных льгот по коммунальным услугам, составляющие сумму 109 808,7 тысячи рублей.
В соответствии с Порядком исполнения сводной бюджетной росписи на 2001 год, утвержденным приказом министра финансов Российской Федерации от 23.04.2001 N 33Н, изменение сводной бюджетной росписи осуществляется только заявителем - Минфином РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что после составления ГТК РФ бюджетной росписи расходов федеральных средств на 2001 год расходы по оплате льгот по коммунальным услугам заявителем были исключены и остались в распоряжении Минфина РФ как главного распорядителя средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах следует признать, что Минфин РФ как федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой и бюджетной политики Российской Федерации, координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов власти, не выполнил своих обязанностей по урегулированию вопроса, связанного с закреплением в федеральном бюджете средств по оплате льготы, предусмотренной статьей 434 Таможенного кодекса Российской Федерации, в связи с чем компенсация по данной льготе должна быть произведена за счет средств федерального бюджета.
Отсутствие же сохраняющегося в течение длительного времени пробела в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением должностным лицам таможенных органов льгот, которые предусмотрены статьей 434 Таможенного кодекса Российской Федерации, не может служить в данном случае препятствием для разрешения спорного вопроса и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 18.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 13.05.2002 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52-2388/01/1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2002 г. N А52/2388/2001/1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника